Эпоха и герои Беллы Левантовской
В 2025 году — 110-летие со дня рождения драматурга Беллы Левантовской. А уже в следующем исполнится 70 лет со дня премьеры спектакля по её пьесе «Дмитрий Стоянов» на сцене Иркутского драматического театра имени Охлопкова. Постановка покорила зрителя и даже стала сенсацией в Москве. Именно эта роль в спектакле принесла Леониду Броневому его первую значительную награду и стала важным шагом на пути к статусу легенды сцены и экрана.
Белла Левантовская родилась 28 декабря 1915 года в городе Соснице Черниговской области. С переездом в Москву в 1926 году для неё открылся новый этап — началась учёба. Последние два года обучения был отмечены реорганизацией школы в химический техникум, который она закончила в 15 лет, получив специальность техника-лаборанта. Уже в следующем году Белла Левантовская начала работать на химическом комбинате в Горьковской области. После специальных курсов она быстро получила звание мастера цеха.
Начало 1934 года ознаменовалось для Беллы Левантовской двумя важными событиями: она стала литературным консультантом журнала «РОСТ» и была принята в Литературный институт имени Горького. В этот же период в литературных альманахах начали публиковать её первые поэтические опыты под литературным псевдонимом — Бородина.
На стихи молодого автора обратили внимание М. Горький и К. Симонов.
Счастливая и романтическая пора юности совпала с юностью родной страны, первыми пятилетками и освоением Дальнего Востока. Именно к Родине обращалась молодая поэтесса в своих стихах с наибольшим трепетом
и любовью. Но это была и трудная пора — время борьбы убеждений и переоценки творческих принципов. Эти противоречия эпохи коснулись её напрямую: вместе с исключением из Литературного института ее товарища — поэта Ярослава Смелякова — пострадала и Белла Левантовская.
Новый этап её жизни начался в 1935 году с замужества: избранником стал Мирон Акимович Бендер. Молодая семья поселилась в комсомольской коммуне московских авиастроителей. Левантовская устроилась в техническую библиотеку завода №24 имени Фрунзе и параллельно начала преподавать русский язык в школе фабрично-заводского обучения.
С началом Великой Отечественной войны Белла Левантовская была эвакуирована в Иркутск. Здесь она стала корреспондентом газеты авиационного завода «Сталинец». Коллеги ценили ее способность видеть жизнь прямо и открыто — со всеми достижениями и недостатками. В то же время Белла Левантовская уже погрузилась в работу над пьесой, в которой стремилась найти ответ на вопрос о собственном месте в то сложное время
и обрести свой голос за пределами газетной полосы.
Так начала вырисовываться её первая пьеса «Дмитрий Стоянов».
Читка и обсуждение пьесы состоялись в 1946 году в Областном драматическом театре (ныне Иркутском академическом драматическом театре имени Н. П. Охлопкова). Разбор текста организовало иркутское отделение Всероссийского театрального общества и Союза советских писателей. Тогда многие литераторы высказали свои замечания и посоветовали тщательнее проработать характеры отдельных героев — без этого постановка пьесы казалась невозможной.
Пьеса была опубликована лишь спустя десять лет — в 1956 году.
Вот как оценил её директор Иркутского областного драматического театра О. Волин в интервью «Восточно-Сибирской правде» в 1956 году:
«К сожалению, в репертуаре Иркутского театра сегодняшняя тема, отражение важнейших процессов сегодняшней советской действительности, пьесы о жизни наших современников, еще не занимают должного времени. С особым трепетом, поэтому, театр работает сейчас над пьесой иркутского драматурга Б. И. Левантовской — «Дмитрий Стоянов», в которой автор интересно и свежо раскрывает характеры нашей советской молодежи, смело показывает сложность пути их становления в жизни. Пьеса эта глубоко захватила наш творческий коллектив. Прошедшие еще в июне генеральные репетиции спектакля горячо и плодотворно обсуждались общественностью театра. В результате этих обсуждений драматург в содружестве с режиссурой спектакля провела значительную работу над окончательным вариантом текста пьесы».
«Дмитрий Стоянов» вызвал живую реакцию зрителя и стал причиной бурной дискуссии на страницах печати. Интенсивность полемики хорошо иллюстрирует количество публикаций: лишь за первый год в Иркутских газетах вышло восемь рецензий разного формата. Одна из них появилась в газете «Советская молодежь» и семь — в «Восточно-Сибирской правде».
Основную критическую ноту в этой полемике задавали авторы «Восточно-Сибирской правды». В своих статьях они даже иногда упрекали своих коллег из «Молодёжки»» в отсутствии трезвой оценки. Журналисты же «Советской молодёжи» акцентировали внимание на смелости и актуальности поставленных в пьесе вопросов.
2 декабря 1956 года в газете «Восточно-Сибирская правда» по итогам пленума Всероссийского театрального общества была опубликована статья «Больше хороших спектаклей». Отдельное внимание в материале уделялось пьесе Беллы Левантовской:
««Дмитрий Стоянов» привлек интерес широких кругов зрителей. Это и понятно. Пьеса написана местным автором и в содружестве ним осуществлена театром. Уже самый этот факт вызывает интерес иркутян. Пьеса не уводит зрителя далеко в историю, а показывает наши дни. И это заставляет относиться к ней с интересом. Несомненны и литературные достоинства пьесы. Отмечались и недостатки пьесы. Многим не нравится композиция: пьеса растянута, местами рыхла.
Высказано мнение о том, что автор совершенно без оснований наделяет чертами пессимиста такого положительного и жизнерадостного героя, каков Яша Дубровский, а это мешает артисту Л. С. Броневому до конца блестяще провести свою роль. Говорили и о том, что сейчас затронуто много волнующих политических общечеловеческих тем, которые нельзя подавать одной фразой. А автор в ряде мест начинает навязывать то, что не присуще пьесе, есть мысли, на которые надо писать целые пьесы».
При этом на самом совещании глубокого анализа содержания пьесы так и не прозвучало. Прежде всего споры вызывала её идейная направленность. В итоге их дискуссия свелась к декларации основного принципа: в первую очередь необходимо ставить высокоидейные спектакли с воспитательными задачами.
В защиту пьесы 22 января 1957 года в газете «Советская молодежь» попытались выступить Надежда Тендитник и Надежда Ковригина. В своей статье под названием «Дмитрий Стоянов» они положительно оценили постановку и признали важную работу театра по работе с местными драматургами.
Тендитник и Ковригина одобрили выбор пьесы за волнующую тему человеческого подвига и большой любви в советской литературе. Они видели достоинство драмы в отказе от шаблонных сюжетных схем. По их мнению Дмитрий Стоянов был показан героем беззаветно преданным Родине. Однако трагические ошибки в личной жизни привели его к суровому наказанию в виде одиночества.
Авторы указывали и на существенные недостатки пьесы. К ним были отнесены отсутствие живых картин трудовых и фронтовых подвигов (о них лишь рассказывается). При этом был раскритикован чрезмерный акцент на личных страданиях героев из-за излишнего пессимизма.
После переработки спектакля к концу театрального сезона «Восточно-Сибирская правда» смягчила свою первоначальную позицию. Газетные рецензии начали положительно оценивать усилия Беллы Левантовской по исправлению недостатков первых вариантов пьесы.
В пьесе «Дмитрий Стоянов» уже в полной мере проявился творческий почерк драматурга Беллы Левантовской. Главной своей задачей в театре она видела исследование внутреннего мира современников со всеми их достоинствами и противоречиями. Судьбы героев ее первой пьесы — трогательны и правдивы. Строгая история их любви становится плодотворной попыткой осмыслить через глубоко личные отношения целого поколения — эпохи первых пятилеток и военного времени.
Отыграв на иркутской сцене лишь два сезона, спектакль сумел громко заявить о себе. Он был высоко оценён московской критикой во время гастролей и получил рекомендацию для постановки во МХАТе: спектакль ждала дорога на ведущие сцены страны. Его ставили в театрах от Владивостока до Калининграда.
Статью в «Правде» об иркутянах написал народный артист РСФСР Семён Борисович Межинский. Он оценил работу актёров: «Достойным партнёром М. Лесниковой является, несомненно, способный артист Л. Броневой, хорошо играющий Яшу Дубровского. Если в первых сценах у него есть некоторые комедийные излишки, то сцену в квартире у Стоянова после возвращения с войны он проводит мягко, просто и мужественно».
Для Леонида Броневого эта работа стала важным профессиональным стартом: в 1958 году он получил за исполнение роли Дубровского диплом первой степени Всесоюзного фестиваля театров и музыкальных коллективов.
Следующая пьеса Левантовской «От щедрости сердца» и спектакль иркутского театра по нему в 1960 году был уже значительно осторожнее. При этом спектакль пользовался успехом и продержался в репертуаре целых шесть лет. В центре пьесы — два немолодых человека: судья Анна Балашова и мастер цеха Николай Лукьянов. Однако всё её содержание посвящено молодёжи: её поискам цели в жизни и борьбе за нравственные идеалы. И снова драматург порадовал зрителя смелым вторжением в жизнь через острую и увлекательную форму.
Вот что писала газета «Тихоокеанская правда» о гастролях иркутского театра летом 1962 года:
«Пьеса Б. Левантовской написана хорошим языком со знанием законов сцены. Театр создал спектакль больших гражданских идей. Можно ли убить веру советского человека в справедливость и сломить его мужество?
Так поставлен вопрос в пьесе. И театр отвечает — нет!».
Творческая дружба с иркутским театром способствовал появлению новых работ Левантовской. В 1964 году в альманахе «Ангара» была опубликована комедия «Терзания певчих птиц». Пьеса поднимала важнейший вопрос
о нравственном облике молодого поколения. Перенося читателя на стройку в таёжной глуши, Белла Левантовская показывала, как парни и девушки вместе со строительством нового города создавали и самих себя.
В 1965 году Беллу Левантовскую направили на Читинский семинар молодых писателей для работы с начинающими авторами. Именно там она стала свидетельницей обсуждения пьесы будущего драматурга — Александра Вампилова.
С Вампиловым она была знакома благодаря дочери: Людмила Бендер и Александр Вампилов вместе посещали Трушкинский литературный кружок. Несмотря на непростое отношение к творчеству молодого Вампилова Белла Левантовская дала ему рекомендацию для вступления в Союз писателей.
Редактор Восточно–Сибирского книжного издательства Лина Викторовна Иоффе так вспоминала обсуждении пьес Александра Вампилова на Читинском семинаре писателей Сибири и Дальнего Востока:
«Белла Ильинична всегда была честным и принципиальным человеком. Ничто не могло заставить ее, с достоинством и честью носящую свое имя, говорить то, чего она не думает. Смелости в суждениях ей тоже было не занимать. Но, как выяснилось, тогда, к началу 60-х, она еще не оценила пьес Вампилова так, как это произошло позднее. Обострение действительности эксцентрическими приемами и отсутствие однозначного положительного героя – всего этого она не принимала тогда и честно сказала об этом на семинаре. Вскоре по возвращении в Иркутск, их отношения приобрели новый характер. Думаю, Белле Ильиничне немало пришлось пережить и перечувствовать в связи с этой ситуацией».
Период конца 1960-х стал для Беллы Левантовской временем тягостного расставания с литературной сценой: растущее неприятие театральной критики заставило её отойти от драматургической деятельности. Завершила этот период в 1967 году пьеса «Валерий Нечаев» — итоговая и одна из самых ярких её работ.
В своём произведении Левантовская вновь сосредоточила внимание на сложном внутреннем мире своего современника. Будучи матерью четверых детей, Белла Ильинична переносила этот материнский опыт в драматургию. Она с глубокой добротой и иногда суровой прямотой вникала в жизнь молодых героев. Пьеса рассказывала про Валерия Нечаева, проходящего путь от студента-дружинника до юриста-следователя, оказывавшегося в центре борьбы за нравственную чистоту общества. Однако эта борьба оборачивалась мучительным внутренним поиском: он сталкивается с противоречиями в собственном характере и переживал конфликт с властным отцом.
Белла Левантовская через свои произведения постоянно напоминала: жизнь не проста и неоднозначна. Противостоять ей может лишь человек с твёрдыми убеждениями и сильным характером. Именно смелость и доброта сердца дают силы бороться за лучшее в других и неустанно работать над собой.
В 1971 году Александр Вампилов откликнулся на просьбу своего первого наставника Василия Прокопьевича Трушкина и подготовил биографическую статью о Белле Левантовской для сборника «Литературная Сибирь». Подводя итоги Вампилов написал: «Левантовская — писатель сложившийся и зрелый, что вовсе не исключает неожиданности, какою ее творчество может занять внимание ее почитателей».
Белла Левантовская ушла из жизни в 1994 году. Последние годы она писала «в стол». В это время была создана повесть «Грибное лето» и остросюжетный роман «Площадь декабристов». При жизни они не были изданы.
Всю жизнь она хранила веру в человека и его высокое предназначение. Она вдумчиво и мужественно осмысляла происходящее в своём творчестве. Главным её счастьем стала верность себе и своим идеалам. И если её последние рукописи однажды увидят свет — мы сможем взять их в руки и вспомнить
о мудром и отважном человеке — Белле Левантовской.







