Серия интервью о Владимире Дейкуне
Его хорошо знают иркутские дизайнеры и художники старшего поколения.
Для одних он — создатель особого стиля в оформлении учреждений культуры.
Для других — вдохновляющий наставник.
Для третьих — незаменимый коллега и друг.
Наша статья — сборник интервью, позволяющий взглянуть на многогранный профессиональный и жизненный путь Владимира Дейкуна глазами тех, кто работал и общался с ним на протяжении многих лет. Из их рассказов складывается полный портрет этого неординарного человека, внесшего значительный вклад в культурную жизнь Иркутска.
Полную версию статьи с иллюстрациями читайте на нашей странице «ВК».
Владимир Дейкун как создатель стиля учреждений культуры
Фрагмент из интервью с директором Иркутского областного краеведческого музея имени Н. Н. Муравьева-Амурского СЕРГЕЕМ СТУПИНЫМ
В те годы – начало 90-х и нулевые – в Иркутске царила атмосфера творческого эксперимента, и Владимир Дейкун был одним из ярчайших её представителей. Его проекты, часто неожиданные и новаторские, неизменно становились предметом обсуждения в культурной среде.
Предложения Дейкуна по оформлению изданий или разработке фирменного стиля, часто опережавшие время, не всегда получали немедленное признание. Так, например, его начальные предложения по оформлению краеведческого музея были настолько авангардными и неожиданными, что вызвали некоторую настороженность у части коллектива, привыкшего к более традиционным решениям. Можно даже сказать, что наш консерватизм, свойственный музейной среде, столкнулся с его смелым новаторством.
Спустя несколько лет, уже после кончины Владимира, мы осознали, насколько актуальными были его первые предложения. Они оказались настолько созвучны современным трендам, что мы вернулись к его первоначальным идеям при разработке обновленного фирменного стиля.
Теперь наш логотип отражает не только отдел истории, но и все семь разноплановых отделов музея, воплощая в себе единое концептуальное видение, заложенное Владимиром. Можно сказать, что наш нынешний фирменный стиль – это результат плодотворного сотрудничества и наследие его гениального видения и уникальных графических решений.
Знаю также, что творческое взаимопонимание Владимир нашёл в сотрудничестве с Галиной Солуяновой и Культурным центром Александра Вампилова. Их единомыслие позволило воплотить в жизнь многие из его идей. В этом союзе он нашёл плодотворную почву для реализации своего креативного потенциала.
Даже пример с фирменным стилем театрального училища, изначально воспринятый неоднозначно, в итоге подтвердил его художественное чутье и новаторский подход, отразившийся в ярком, самобытном решении, где он мастерски использовал цвет и необычные графические элементы.
Имя Дейкуна стало синонимом оригинальности и профессионализма.
Влияние Владимира Дейкуна на культурную и художественную жизнь Иркутска было значительным, хотя, возможно, не всегда очевидным на первый взгляд. Его многогранное творчество, охватывающее книжное оформление, разработку фирменных стилей и другие направления, впечатляло масштабом и разнообразием. Запоминающейся стала его большая персональная выставка в художественном музее, где он представил всю полноту своего таланта.
Владимир Дейкун как педагог
Фрагмент из интервью с кандидатом искусствоведения, профессором, членом СА России, членом СД России, заведующей кафедрой Дизайна ИРНИТУ с 2001 по 2017 гг., профессором кафедры Монументально-декоративной живописи и дизайна имени В. Г. Смагина ИАСиД ИРНИТУ ОЛЬГОЙ ЖЕЛЕЗНЯК
С Владимиром Дейкуном мы познакомились очень давно, когда еще слова «дизайн» и «дизайнеры» считались почти бранными. Это были времена расцвета Синежской студии, а В. Дейкун с его друзьями и коллегами – В. Соколовым, В. Югатовым, Л. Сериковым, В. Димовым – были своеобразными первопроходцами, первыми дизайнерами в Иркутске.
Володя был нестандартнм во всем – в творчестве, общении, в работе со студентами. Нам чрезвычайно повезло, что он согласился работать на кафедре дизайна. Несмотря на его взрывную реакцию и критическое отношение ко всему происходящему в дизайне и сфере образования, для меня общение и работа с Дейкуном были очень комфортными, всегда полными новых идей и замыслов.
В творчестве он был непредсказуемым, порою ироничным и даже саркастичным, но всегда концептуальным и креативным. Владимира отличало умение видеть проблему по-новому, другими глазами. Идеи у него рождались как-то сразу, в процессе, по ходу обсуждения. Креативность мышления не имела границ, он мог одинаково профессионально и нестандартно работать с любым объектом, решать любую творческую задачу.
Работа Владимира Дейкуна на кафедре и общение со студентами были для нас неоценимы, его вклад в развитие иркутской школы дизайна, становление ее идеологии и профессионального менталитета исключительно важны.
Для меня Владимир Дейкун – это целая эпоха в профессии, в жизни и культуре Иркутска. Выделять какие-то отдельные работы, мне кажется, не имеет смысла, так как все его работы значимы для профессии и общества.
Рассказывать о Владимире Дейкуне «будущим поколениям дизайнеров» довольно непросто – можно показывать его работы, анализировать их, пытаться реконструировать методику и подходы автора, но, к сожалению, это не сможет проявить реальные процессы творчества автора и его мышления, позволяющие непрерывно порождать такие креативные результаты, никак не передаст тот позитив, тот выплеск творческой энергии от совместной работы с ним, которые можно ощутить только при непосредственном общении с Володей.
Владимир Дейкун как профессионал
Фрагмент из интервью с художником АНДРЕЕМ ШПИРКО
Творчество Владимира Дейкуна отличалось исключительной авторской индивидуальностью. Его работы легко узнаваемы, неповторимы и оригинальны.
Я был удивлён, обнаружив в 2012 году на выставке «Портреты и автопортреты» в галерее Союза художников его живописный автопортрет. Хотя живопись не была его основным направлением, она продемонстрировала его значительный талант в этой области.
Владимир Васильевич был востребован как дизайнер и график, постоянно получая заказы, требующие оригинальных решений. Его узнаваемый стиль, особенно выразительный в серии тематических афиш и событийных постеров, делает его работы поистине неповторимыми. В этой области он проявил себя наиболее ярко, постоянно генерируя новые идеи. Его профессиональное развитие подкреплялось самообразованием, включавшим изучение специализированной литературы – например, он выписывал для себя учебники по программному обеспечению для ПК и цифровой графике, альбомы по искусству и дизайну, что свидетельствует о его стремлении к глубокому освоению профессии и постоянному совершенствованию. Это подчеркивает важность традиционных источников знаний, которые не всегда доступны в интернете.
Дейкун придумал в галерее Союза Художников авторский выставочный проект, который запомнился своей необычной и интересной концепцией: выставки «Звезда» и «Пасхальное яйцо». Оригинальность его подхода заключалась в предоставлении участникам выставки одинаковых заготовок – соответственно, в форме звезды и яйца, – на которых художники могли свободно реализовать свои творческие идеи. Такой подход исключал традиционный отбор работ, предлагая участникам конкретную задачу и свободу самовыражения в заданных рамках. Оба проекта имели огромный успех, подарив участникам творческое удовлетворение и зрителям – незабываемые впечатления.
Ключевой принцип, которому следовал Владимир Дейкун и который актуален для современных дизайнеров, – это стремление к высочайшему профессионализму. Это предполагает глубокое понимание композиции и всестороннее освоение профессиональных знаний. Поверхностный подход в этой области недопустим. Истинный дизайнер должен обладать не только техническими навыками, но и художественным видением, умением работать как в коммерческой графике, так и в других областях искусства.
Владимир Дейкун был человеком, чья жизнерадостность и чувство юмора проявлялись как в творчестве, так и в повседневной жизни. Его открытость и доброта были очевидны для всех, кто его знал. Он обладал редким даром сглаживать конфликты и смотреть на все с позитивной стороны, сохраняя внутреннее спокойствие даже в сложных ситуациях.
Владимир Дейкун как друг и коллега
Фрагмент из интервью с дизайнером АНДРЕЕМ ХАНОМ
В начале 80-х я познакомился с Владимиром Дейкуном. Тогда в городе начал процветать графический дизайн, хотя такого термина как «дизайн» ещё не было. Мы называли это «промышленной графикой» – созданием товарных знаков, этикеток, тем, что сейчас называют брендингом. Многие молодые художники, подобно нам, учились самостоятельно, в основном, изучая журналы.
Хотя мы не были близкими друзьями в полном смысле слова, наши отношения были достаточно тесными, особенно в период создания Союза дизайнеров в Иркутске. В 90-х годах европейской части страны такие союзы уже существовали, а в Сибири их не было. Тогда художники Лев Сериков, Володя Соколов, Дейкун, я и несколько архитекторов, в числе которых были Марк Меерович, Валерий Козлов, Павел Мурай, взяли инициативу в свои руки и основали Иркутское региональное отделение Союза дизайнеров. Так что наше знакомство и последующие отношения были тесно связаны с профессиональной деятельностью и общими целями.
Меня всегда привлекала его работа, оригинальность его подхода. В ней чувствовалась новизна, отход от стандартных, типовых решений. Художник выражал себя уникальным образом, создавая запоминающиеся произведения. Именно эта изюминка, присущая каждому настоящему мастеру, и зацепила меня.
Он был воплощением брызжущей искромётной идеи, юмора и иронии. Это проявлялось во всём: в его жизни, творчестве, каждой работе. Особенно это ярко прослеживается в его плакатах.
Вспоминаю, как он прислал мне фирменный стиль для выставки дизайна «Байкал-Арди», прошедшей в 2005 году. Это была потрясающая работа! До сих пор храню его эскизы. Например, проект, где он использовал четыре яблока: разрезал их, фотографировал, и каждое из срезов символизировало определённое направление дизайна: архитектуру, семена как символ дизайна, рекламу и искусство. Казалось бы, банальная идея, но с какой точностью и глубиной она передавала суть каждой номинации!
Чистое искусство в своей простоте, которую трудно объяснить. Это нечто уникальное.
Анализируя его творчество, я понимаю, что во многих проектах, в которых он участвовал, его креативность закладывала фундамент успеха. Он не просто создавал фирменный стиль, а формировал идейную основу и направление развития проекта.
Сам Дейкун – это синоним креатива.
А насчёт Культурного центра – я был впечатлен, когда увидел уже готовую музейную экспозицию. Идея, в принципе, не нова, но её воплощение в Иркутске, насколько мне известно, стало уникальным явлением.
Ценность проекта заключается прежде всего в фирменном стиле, разработанном Владимиром. Он удивительно точно уловил «вампиловский дух», создав стиль, который не просто пристраивается к пространству, а органично с ним сливается. Это редкое умение – создать единое целое из архитектурного решения и фирменного стиля.
Меня особенно впечатлила графика, использованная в оформлении пола и стен. Смелое и новаторское решение, благодаря которому Культурный центр выглядит очень современно.
В работе Владимира чувствовался тот же креативный импульс, та же смелость, что и в работе Александра Вампилова. Последний ведь не боялся заглядывать в глубину человеческих взаимоотношений, обнажая проблемные моменты. Для своего времени это было очень смелым решением. Владимир Дейкун обладал похожим характером, и это нашло отражение в его графике.
После его смерти, примерно через полгода, мы с художницей Вероникой Лобаревой при содействии Иркутского художественного музея организовали выставку его работ. Ольга Фёдоровна Дейкун предоставила мне доступ к его компьютеру, и я около четырёх месяцев занимался систематизацией его архива. Оказалось, что только открыток и плакатов насчитывалось около 120. Его креативность полно раскрывается в его плакатах. Они – его визитная карточка.
Работ оказалось очень много, и все произведения не смогли разместиться в выставочном пространстве. Тогда мы решили издать каталог из плакатов, не вошедших в экспозицию выставки. В каталоге на первой странице помещено введение от имени Владимира. Его написал я, используя фрагменты из его автобиографии (я нашёл её в файлах, связанных с приёмом в Союз художников). Зная его стиль, я постарался передать его тон и манеру письма, добавив информацию о его сотрудничестве со многими издательствами и о значимых работах. В заключительной части я также придерживался его манеры изложения.
Конечно, в каталоге есть работы, которые, возможно, вызовут шок у некоторых зрителей. Однако, это часть его жизни, его взгляда на мир, выраженного с присущим ему юмором и иронией.
Его творчество – это постоянный поиск, постоянное движение вперёд, ломка стереотипов.
Наиболее ценным качеством его влияния было умение не бояться, не стесняться, идти своим путём. Он учил нестандартному мышлению, способности находить юмор даже в серьёзных ситуациях, умению сохранять лёгкость и оптимизм. При этом его юмор был глубоким, многогранным, отражающим сложные стороны жизни.
Интервью с декабря 2024 года по февраль 2025 года записал научный сотрудник Центра А. Вампилова Максим Лобыцин.