«Иркутский Аполлон с душой обрусевшего Мафусаила»
Сергей Айзикович Иоффе – интеллигент, поэт, писатель, один из членов объединения «Иркутская стенка», участник легендарного читинского литературного семинара 1965 года и яркий представитель поколения шестидесятников.
Несколько интересных фактов из жизни писателя:
1) Работал в легендарной газете «Советская молодёжь», где познакомился с Александром Вампиловым, Вячеславом Шугаевым, Глебом Пакуловым и другими известными писателями.
2) Около десяти лет посвятил Иркутской студии кинохроники. Более двадцати фильмов было снято по его сценариям.
Оператор Восточно-Сибирской кинохроники Евгений Корзун так вспоминал о совместной работе с писателями:
«Много сделали в авторском направлении сибирские писатели Марк Сергеев, Сергей Иоффе и другие. Творческий круг сотрудничавших со студией людей был довольно большой, разносторонний. Они cтали нашими учителями, авторитетными наставниками; предлагали свое осмысление «сырых» или смонтированных материалов. Всегда интересно было слушать дискуссии, которые разгорались вокруг написанных сценарных планов, снятых сюжетов и готовых, смонтированных журналов. У них действительно было чему поучиться, как будто попадал на живые лекции-диспуты…».
3) Работал редактором на студии телевидения в Иркутске вместе с Валентином Распутиным, выпуская в эфир острые литературные программы. В начале 60-х годов авторы сделали передачу о репрессированном в 1937 году писателе, за которую обоих уволили.
4) Его женой была главный редактор Восточно-Сибирского книжного издательства Лина Викторовна Иоффе.
5) В 2003 году в Иркутске Союзом российских писателей была учреждена литературная премия имени Сергея Иоффе, которой награждали местных молодых поэтов.
Родился Сергей Айзикович 11 января 1935 года в Смоленске. Был старшим из шестерых детей в семье. Детство будущего поэта прошло в Сибири, на БАМе, где строителем работал его отец – Айзик Ефимович Иоффе, который также участвовал с 1950-го года в строительстве Ангарска.
Взросление Сергея прошло в Иркутске – здесь он окончил девятую среднюю школу им. Пушкина, затем Иркутский педагогический институт. По окончании института преподавал русский язык и литературу в школе. Отслужил в армии.
Впервые стихи поэта были опубликованы в 1948 году в газете «Сталинский Комсомольск» города Комсомольска-на-Амуре, где в то время жила вся семья. Первое напечатанное стихотворение Сергея называлось «Здравствуй, мост!».
В 1953 году уже в иркутской областной газете «Советская молодёжь» напечатали стихотворение «Огонёк». К слову, Сергей Айзикович начинал работать в газете «Советская молодёжь» при Елене Жилкиной – иркутской поэтессе, члене Союза писателей СССР. Сергей получал полезные советы от Жилкиной, как и многие коллеги-писатели.
В 1955 году в коллективном сборнике «Молодая Ангара» появилась первая подборка стихов молодого поэта. Первый поэтический сборник «Желание» вышел в Иркутске в 1964 году. Через два года появляется сборник «Надежда», а в 1968 году – «Брод».
«Набравший импозантности иркутский Аполлон с душой обрусевшего Мафусаила – вот вам и Сережа. Уже в «Броде», в третьей своей книжке, вышедшей в шестьдесят восьмом, он, под стать мудрецу Соломону, говорил о разумной покорности тишине и, моля судьбу обойти его участью эстрадного шута, еще ничуть не нагрешив, только и делал, что талдычил о своей виноватости пред вся и всеми…», – отзывался поэт Анатолий Кобенков о коллеге.
Всего у Сергея Айзиковича вышло более десятка книг.
В 1972 году вышла поэтическая книга Сергея Айзиковича «Мужчины». Она начинается так: «От истины, изжёванной и пресной, от мудрости, что глупости сродни, и от строки бездумно-легковесной избави, Бог, спаси, предохрани...». Эти строки, по словам друзей и коллег Сергея, остались девизом поэта до конца жизни.
В 1979 был выпущен поэтический сборник «Живут стихи», который начинался с обращения автора к читателям: «Открывая для себя нового поэта, я каждый раз испытываю острую потребность рассказать о нём многим, чтобы моя радость, моё удивление стали и ещё чьей-то радостью, чьим-то удивлением».
Автор адресовал сборник молодым людям, а именно старшеклассникам, поскольку считал: «Именно у них книга должна вызвать интерес, ибо – что греха таить – школьная программа год от года всё больше предпочтения отдаёт точным наукам и всё скуднее выкраивает часы для отечественной словесности».
В 1978 году Сергей Иоффе выпустил книгу «Первый перегон», в которой собрал яркие очерки для документальных фильмов. Их географией стала вся Восточная Сибирь, а героями – выдающиеся строители.
В 1986 году Сергей Айзикович выпустил сборник «Северные поезда», попробовав себя в прозе. В сборник вошла автобиографическая повесть «Был человек…», в которой автор особое место отводит своему отцу, вспоминая былое время, привычки Айзика Ефимовича, тёплые моменты молодости. Писатель осмысливает в книге свою жизнь, анализирует ошибки и порицает некоторые поступки. Получилась некая исповедь, разговор с самим собой, со своей совестью.
Также в сборнике было выделено место и для нескольких стихов из серии «Дневник. Стихи из дневника». Некоторые из них дерзко обличают недостатки советской системы, но в шуточной, чуть ли не частушечной форме:
«Ем рагу остылое,
Пью студеный чай.
Разговор двух девушек
Слышу невзначай.
– Холодно в вагончике.
Зверь, а не мороз!
К стенке приморозилась
Прядочка волос.
Не смогла от шкафа я
Свитер отодрать.
А из носа капает –
Надо удирать…».
Сергей Айзикович печатался в областных газетах, публиковался в альманахе «Ангара», журналах «Новая Сибирь» и «Байкал».
Поэта не стало в 1992 году. Через год посмертно был издан сборник «Любит, не любит...».
Прошло 30 с небольшим лет, но иркутяне по сей день помнят этого замечательного поэта, писавшего о людях, о БАМе, стройках, поездках. По воспоминаниям родственников и коллег несложно сегодня составить общий потрет Сергея Айзиковича и понять, каким он был человеком.
Иркутский писатель и поэт Владимир Скиф писал о Сергее Иоффе так:
«Он был рассудительным, начитанным, приятным в общении, бескорыстным и очень порядочным человеком. Знаток русской поэзии, он написал ряд книг об известных и даже малоизвестных русских поэтах, которых называют поэтами второго и третьего ряда, но оставивших свой неизгладимый след в русской литературе. Эти книги уже изначально, в самих названиях несли понятный искушенному читателю поэтический дух – «Живут стихи» (1979), «Стихов мелодия живая» (1983), «Дыша, как воздухом, стихами» (1989)».
Советский поэт, литературный и театральный критик, журналист Анатолий Кобенков вспоминая Сергея Айзиковича, писал о нём следующее:
«… в отличие от Шугаева или Самсонова, никогда не горел желанием быть непременно молодым и вечно задиристым. Он, Сережа, как никто другой, был строг к себе и к своей строке, не столько радовал себя очередной своей книгой, сколько истерзывался ею, и оттого, обыкновенно выпускаемые им с трехгодовалым разрывом все его сборники дивили таким жизненным опытом, который нарабатывается за десятилетие.
Будучи взрослым чуть ли не с пеленок, он всегда, сколько я знал его, вел себя не то что соответственно наступившему возрасту, а с некоторым его опережением: в тридцать тянул на сорокалетнего, в пятьдесят – на семидесятилетнего. Но это исключительно по письму и только по поведению, ибо внешне во все свои времена и вплоть до гробовой доски Сережа – с чистой голубизной взора и с библейски вьющимися сединами – был неизменно красив».
Драматург, поэт, писатель Анна Иоффе тепло вспоминает отца:
«Для меня папа был просто папой и при этом величиной. Я чувствовала, что он какой-то космический, всегда был задумчивым. Потом-то я уже стала понимать, что, поскольку он человек пишущий, в его голове постоянно шла работа. И он со мной разговаривал не совсем как с ребёнком, а старался простыми словами говорить о мудром и вечном.
Поэт – как нормальный поэт – ко всему подходил творчески: к обычным мелочам, к банальному обеду, который надо приготовить для дочки.
Он мне говорил: вот картошина – на что она похожа? Грустная или весёлая? Ты посмотри внимательно, во всём есть настроение».
По сей день в доме Иоффе есть библиотека, которую на протяжении жизни собирали родители Анны Сергеевны – Лина Викторовна и Сергей Айзикович. В ней находится около 10 000 книг. Согласитесь, немалая коллекция!
«Папа (Сергей Иоффе) был библиофил, «книжный маньяк», в хорошем смысле слова. Главная ценность была – книги. Отсюда возникла огромная домашняя библиотека», – поделилась Анна Сергеевна.
На наш взгляд, очень хорошо Сергея Иоффе описывает его же цитата из одного поэтического сборника, которой мы завершим нашу статью-воспоминание о легенде «Литературного Иркутска»:
«С вами бывало когда-нибудь такое: прочел умную, тронувшую сердце книгу, открыл для себя новый мир мыслей и чувств, но полной радости не испытываешь, пока не поделишься своим открытием с товарищем, с другом, с любимой? А уж когда поделился, когда высказал все, что переполняло душу, – то словно бы стал ещё богаче и еще горячее привязался и к этой книге, и к её автору.
Со мной так бывает всегда».