23 января 2025

Московская зима Александра Вампилова

60 лет назад Александр Вампилов и Вячеслав Шугаев жили под Москвой в Красной Пахре. Общались с Твардовским, совершенствовали свои произведения, знакомились со столичными деятелями. Словом, покоряли столицу. Что происходило в том январе — читайте в статье.

Январь 1965 года ознаменовался важным этапом в жизни Александра Вампилова. Будучи 27-летним молодым журналистом, он отправился в Москву с амбициозной целью — покорить театральные сцены. В этой поездке его сопровождал прозаик и близкий товарищ Вячеслав Шугаев. Их совместная работа и творческие поиски стали основанием для будущих литературных успехов и глубоких изменений в жизни обоих писателей.

Шугаев вспоминал:

«Тайно, подспудно, не выговариваясь, подгоняло нас простенькое рассуждение: если справиться с теперешним уроком, то Москва обязательно дрогнет, попятится и покорится — ведь мы запасли еще по вещице, и они, дымясь, сладким угаром попыхивая на нас, отлеживались. Вещицы эти были: комедия «Ярмарка» (в будущем «Прощание в июне») и повесть «Любовь в середине лета».

В Москве молодые литераторы не сразу смогли найти место в гостинице. Пришлось даже «кантоваться» на Казанском вокзале. Выручил Борис Костюковский. Он предложил молодым землякам пожить на своей пустующей даче в писательском поселке Красная Пахра под Москвой. Дом, окруженный зимними пейзажами, стал для них укромным уголком, где молодые писатели совершенствовали произведения и мечтали о признании своих трудов. Однако творческий путь требовал смелых шагов навстречу людям, открывающим двери в мир искусства.

Одним из таких шагов стало знакомство Александра Вампилова с 57-летним драматургом Алексеем Арбузовым. В один из дней, отправившись на Центральный телеграф за почтой, Александр неожиданно заметил Алексея Арбузова, который, поднявшись по ступенькам, погрузился в свои мысли. Вампилов, преодолев волнение, подошёл, представился и попросил мэтра прочитать его пьесу. Арбузов, удивлённый неожиданной смелостью молодого автора, согласился и попросил позвонить, как кончится чемпионат мира по хоккею.

Однако Вампилов перепутал дни и позвонил в завершающий день чемпионата. Несмотря на это, Арбузов к этому времени уже прочёл «Прощание в июне» и пригласил автора к себе, чтобы посмотреть финал и обсудить пьесу. Для Александра Вампилова эта встреча оказалась важной, став символом того, что его талант может быть замечен и оценён.

Позже Вампилов написал:

«В Москве мою пьесу (одну) читали (из тузов) Арбузов и Розов. Арбузов дядя очень важный, а вот Розов, говорят, человек доброжелательный, склонный к благодеяниям».

Следующим шагом стал Театр на Малой Бронной. В один из январских вечеров он зашёл в меховой шапке в полутёмное помещение литературной части Театра на Малой Бронной и поинтересовался: «Здесь ли литературная часть? Видите ли — я написал пьесу». Так началось знакомство заведующей литературной частью 51-летней Еленой Якушкиной с Александром Вампиловым. Читайте об этом подробнее в нашей статье.

Но главным чудом для Вампилова оказалась встреча с 55-летним Александром Твардовским. Его дача находилась недалеко от дома, где поселились молодые писатели, и он нередко заходил к ним в гости. Спрашивал про Иркутск и своих иркутских знакомых. Вместе они долго разговаривали про литературу и делились своими размышлениями о предназначении писателя. Каждая такая встреча превращалась в урок мастерства и наполняла молодых авторов новыми мыслями.

Вампилова особенно вдохновляли беседы с Твардовским. Мэтр искренне интересовался творчеством начинающего драматурга и однажды даже настоятельно попросил его прочитать ему сначала сцену из «Прощания в июне» – диалог Золотуева и Колесова о честности и соблазнах – а затем и всю пьесу.

Вячеслав Шугаев передал волнение Вампилова в своих воспоминаниях:

«Вернувшись однажды из Москвы, я застал Саню растерянно-смущенным: свесив чернокудрявую голову, быстро ходил, скорее даже метался по комнате. Закушенная сигарета как-то отчаянно, бурно дымила, добавляла в его кудри бело-сизых завитков.
— Корифей был? — так заглазно называли мы Александра Трифоновича.
— Был. Вот только что ушел. Ужас, но я только что отрывок ему читал! Прочтите да прочтите. Хочу знать, чем вы тут занимаетесь. Уговорил, прямо-таки заставил!
— А корифей что?
— Помолчал и потом сказал: «Я тоже мечтаю пьесу написать. О тридцатых годах».

Борис Костюковский так рассказывал про эту встречу:

«Твардовский просто поразился тогда. Он сказал: «Вот интересно, этого Золотуева он наблюдал в жизни или выдумал? Если наблюдал — прекрасно, если выдумал, еще более прекрасно. Что ж это за рыцарь наживы, что это за страсть! Вампилов далеко пойдет. Очень далеко пойдет».

Внимательное отношение и активное участие Твардовского к творчеству молодого Вампилова стали для него мощным импульсом. Его поддержка не только подтвердила талант, но и придала Вампилову уверенности в правильности выбранного пути и своих писательских принципах.

Тем не менее, «Прощание в июне» встретила в Москве смешанные отклики. Несмотря на высокую оценку со стороны Твардовского, театральная общественность и критика отнеслись к пьесе с настороженностью и без какого-либо особого интереса.

Пьеса, двигаясь в фарватере молодежной темы десятилетия, неуклонно сворачивала к вопросам нравственно-психологического толка и личностного кризиса, что не соответствовало ценностям социалистического реализма и вызывало опасения у художественных советов столичных театров.

Неутомимая Елена Якушкина просила многих главных режиссеров столичных театров прочесть пьесу, но всякий раз они не хотели снизойти до провинциального автора. Даже в стенах Театре имени М. Н. Ермоловой, куда она перешла после Театра на Малой Бронной, пьеса «Прощание в июне» так и не нашла своего места на сцене. Не удалось пристроить пьесу и в Театр Сатиры, главный режиссер которого А. Эфрос обещал Якушкиной прочитать пьесу, но так и не сделал этого.

Лишь один столичный театр — имени Станиславского — уже в конце жизни автора начал репетировать эту пьесу и показал премьерные спектакли летом 1972 года на выезде — во время гастролей в Красноярске. Постановка состоялась 29 октября 1972 года. Режиссер-постановщик — Александр Товстоногов. Роль Колесова исполнил Василий Бочкарев. Роль Тани — Наталья Варлей.

Но это было потом. Московская поездка 1965 года стала для Александра Вампилова знаковым событием. Она принесла ему первые контакты с театральными деятелями столицы и подарила опыт общения с выдающимися —это стало неоценимой поддержкой и вдохновением для молодого драматурга. А встреча с Твардовским стала не только профессиональным, но и личным уроком на всю жизнь.