Третьяков, Хомутов, Наконечников
Осенний сезон подходит к концу, также как и подходит к логичному завершению наша пятничная рубрика об экранизациях. За три месяца мы успели рассказать обо всех известных фильмах по пьесам Александра Вампилова, о задействованных в них режиссёрах и актёрах, и о том, как проходил сам съёмочный процесс.
Сегодня вспомним ещё три экранизации: «Дом окнами в поле», «Сто рублей новыми деньгами», «Несравненный Наконечников».
Невесёлый анекдот
В начале 1960-х Александр Вампилов написал две одноактные пьесы «Двадцать минут с ангелом» и «История с метранпажем». Позже они были объединены автором в «Провинциальные анекдоты».
В 1989 году вышла первая экранизация «Двадцати минут с ангелом» режиссёра Ефима Падве, о которой мы уже рассказывали. А в 1990 – фильм Наталии Киракозовой «Провинциальный анекдот», снятый по тому же сюжету.
Действующие лица фильма составили сплошь известные актёры: Альберт Филозов (роль Хомутова), Станислав Садальский (роль Угарова), Анатолий Равикович (роль Базильского), Людмила Иванова (роль Анны Васильевны). К моменту выхода кинокартины актёры уже были известны по таким фильмам, как «Служебный роман», «Место встречи изменить нельзя», «Вам и не снилось», «Покровские ворота».
Экранизация 1990 года смотрится более легко, чем версия 1989-го, нацеленная на рассуждение, обдумывание и философствование. Актёры «Провинциального анекдота» исполняют роли более комедийно, непринуждённо, органично вписываются в образы. Станислав Садальский превосходно показывает нам пьянчужку Угарова, ищущего деньжат на опохмел. Верим мы и герою Анатолия Равиковича – забавному скрипачу Базильскому, который усердно репетирует концерт для скрипки. Роль ангела в картине исполнил Альберт Филозов, чей Хомутов с первых секунд очаровывает зрителя своей положительностью: спокойный, искренний, немногословный, наивный, готовый бескорыстно выручить незнакомых людей крупной суммой денег. Герой Филозова, пожалуй, единственный, кому охотно сочувствуешь и сопереживаешь. Остальные персонажи как будто двулики: все «правильные» люди, живут «умом», подвергая всё сомнению. Но как только возникает неординарная ситуация – маски срываются и людей охватывает нечеловеческое буйство и эгоизм.
В конце фильма символично скатившаяся по щеке Хомутова слеза подводит итог – вот она плата за доброту и бескорыстность.
И снова на экранах известные актёры
Теперь поговорим о телеспектакле «Дом окнами в поле». Одноимённая пьеса была написана в 1963 году и издана в 1964 в двух номерах газеты «Советская молодёжь» и журнале «Театр» № 11. Телеверсия появилась в 1979 году. Главные роли исполнили Станислав Любшин и Ирина Купченко. В радио версии роль Астафьевой озвучила Лидия Федосеева-Шукшина.
Для Станислава Любшина работа с пьесой Александра Валентиновича стала второй после «Чулимска», поставленного Владимиром Андреевым. Для Ирины Купченко картина стала первым соприкосновением с Вампиловым. В этом же году Виталий Мельников задействовал Ирину в фильме «Отпуск в сентябре», где она исполнила роль Галины – жены Зилова.
В одном из интервью кинокритик Леонид Павлючик отозвался об образах советских актрис: «Мордюкова стала олицетворением народного типа. Гурченко – карнавального. Купченко – вписалась в галерею портретных образов хрупких, но внутренне стойких русских женщин, став образом ушедшей эпохи». Смотря на образы героинь Астафьевой и Галины, созданные Ириной Купченко, можно только согласиться с мнением критика.
«В ней, в ее глазах есть невозмутимость русского северного пейзажа, человеческое спокойствие, философский подход ко всему на свете», – отзывался о Купченко режиссёр Андрон Кончаловский.
Режиссёром фильма выступил Геннадий Павлов, которого многие зрители знали как постановщика популярного советского детективного сериала «Следствие ведут знатоки». Экранизация пьесы является одной из известных версий произведения, но не единственной. К сожалению, мы не смогли найти информацию о съёмках. А так интересно было бы узнать подробности съёмочного процесса и отзывы актёров!
О главном сказать позабыл…
Последнее произведение, которое мы хотим осветить – неоконченная пьеса в одном действии «Несравненный Наконечников», начатая драматургом летом 1972 года. Одноимённую кинокартину создал Юрий Аникеев в 1981 году. Короткометражная лента длиной в 23 минуты передаёт авторский юмор, актёры органично смотрятся в своих ролях. Стоит отметить, что экранизация последней пьесы драматурга стала дебютной и единственной работой режиссёра. Позднее Аникеев уехал из страны.
Главную роль в фильме – парикмахера Наконечникова – исполнил Сергей Лосев. Его герой в один момент решил начать новую жизнь, с подачи известного артиста, певца Эдуардова. И, казалось бы, зачем Наконечникову в жизни что-то менять? Жил человек простой жизнью, имел семью, работу, не тужил и к славе не стремился. Как вдруг перед его глазами возникает новый мир – популярности, поклонников, эстрады. Это не могло не всколыхнуть прежнюю жизнь.
Роль искусителя Эдуардова, подначившего парикмахера к смене деятельности, исполнил Михаил Боярский, который ранее сыграл Сильву в фильме Виталия Мельникова «Старший сын» (1976). Невольно думается, что исполняя роль певца Эдуардова, актёр сыграл самого себя. Позже он исполнит роли музыкантов в фильмах «Куда он денется!» (певец Мелентьев), «Выше радуги» (отец Алика, музыкант), «Отпуск за свой счёт». Также в экранизации были задействованы Михаил Пуговкин и Мария Белкина.
Украшением фильма стала Любовь Полищук, исполнившая второстепенную роль поклонницы Эдуардова. Но глядя на актрису, забываешь о том, что её роль незначительна – даже в коротком фрагменте Полищук очаровательна.
Как известно, Александр Вампилов не успел закончить пьесу. Юрий Аникеев предлагает свой вариант развязки. После ухода Эдуардова Наконечников, воодушевлённый свежей идеей, спешит в магазин за писательскими принадлежностями, попутно хвастая всем, что начал писать пьесу. Однако тщеславного героя возвращает к реальной жизни обыкновенный вопрос продавца: о чём произведение? Затрудняясь ответить, Наконечников спешит догнать Эдуардова, чтобы узнать у него, о чём же должна быть пьеса, но не успевает… По задумке режиссёра концовка остаётся открытой, и зритель может только догадываться о том, как сложится судьба новоиспечённого драматурга.
Подведение итогов
За время выхода рубрики мы познакомили вас практически со всеми экранизациями по пьесам Александра Вампилова. Читатели узнали об исполнителях и режиссёрах, интересных подробностях съёмочного процесса, пополнив свою копилку знаний о советском и современном кино. Мы убедились, что в большинстве своём для участия в экранизациях приглашали известных актёров, которые прекрасно смогли вписаться в образы персонажей и по-настоящему «жили» в кадре. Некоторые картины стали классикой отечественного кинематографа – «Старший сын» и «Отпуск в сентябре», другие – удачными попытками интерпретации вампиловского наследия, третьи – смелыми экспериментами.
Смотрите фильмы и телеспектакли по Вампилову, читайте пьесы драматурга и обязательно ходите в театр. Ведь творчество Александра Вампилова – волнующе глубоко и многогранно.