«Чулимск» Вампилова и «Валентина» Панфилова
В предыдущих статьях мы осветили две экранизации последней пьесы Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»: телеспектакль 1975 года и современную киноверсию пьесы, вышедшую в 2014 году. Вы смогли оценить два авторских взгляда – Владимира Андреева и Виктора Демента – на один и тот же сюжет.
Существует ещё одна версия, ставшая связующим звеном, «золотой серединой» в цепочке экранизаций. Речь идёт о фильме режиссёра Глеба Панфилова «Валентина» 1981 года. Заметим, что название оставлено таким, каким изначально задумывал автор. Название «Прошлым летом в Чулимске» было вынужденно придумано Александром Вампиловым, поскольку прямо перед изданием произведения вышла в свет пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина».
Сценарий к фильму написал Глеб Панфилов, которого консультировала вдова драматурга Ольга Вампилова. Экранизацию снимали в Подмосковье, на станции Пионерская. Колорита картине добавила местность, в которой проходили съёмки: смешанный лес с берёзами и соснами. Особое внимание привлекают мощные деревянные избы, аккуратная и чистая чайная.
Быт в картине навевает ностальгию: цветные наличники, распахнутые ставни, около домов оградки и небольшие палисадники. Внутри чайной расположились старинные механические торговые весы и столики, сервированные салфетницей и пепельницей. Картина невольно возвращает зрителя в детство, в то время, когда многие проводили лето у бабушек в деревне.
От химии к режиссуре: повороты судьбы
Глеб Панфилов родился и вырос на Урале, детство и юношество прошло в Магнитогорске и Свердловске. После школы Панфилов решил связать жизнь с химией и поступил на химический факультет Уральского политехнического института. Затем получил диплом и устроился мастером на заводе медаппаратов в Свердловске.
«В моём родном городе все очень уважали профессию инженера. В детстве мне тоже нравилось слово «инженер». Поэтому институт я закончил не по принуждению, а по желанию. Я с удовольствием учился, потом работал на химическом заводе. Именно там я решил снять свою первую звуковую картину. Я тогда еще не знал, что мне захочется большего», – вспоминал режиссёр в эфире программы «Монолог в четырех частях».
В 1963 году Глеб Анатольевич отучился во ВГИКе на операторском курсе, а в 1965 окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров. В 1966 году его приняли в штат «Ленфильма», где он снял свою первую художественную картину «В огне брода нет» 1967 г. (по рассказу кинодраматурга Евгения Габриловича). В ней режиссёр задействовал свою будущую жену – актрису Инну Чурикову, которую позднее приглашал во многие свои работы:
«Я работал в Свердловске над сценарием и уже приглядывался, искал актрису на главную роль. Видел ее так ясно, что даже нарисовал. И вот однажды включил телевизор, и вдруг на экране появилось лицо девушки, танцующей с молодым человеком. Да вот же она, Таня Тёткина! Передача кончилась, титров не было. Так и остался с этим впечатлением. Я в Свердловске, а передача из Москвы. Потом, чуть позже, дал друзьям в Ленинграде и Москве фотографии со своего рисунка и попросил поискать. Параллельно подбирал других исполнителей.
Пригласил Ролана Быкова на роль комиссара. Он был занят своим «Айболитом» и отказался. Но сценарий ему понравился и он заявил, что знает актрису, которая сыграет Таню Тёткину: это Лидия Чурикова из Московского ТЮЗа. Я немедленно отправил туда своего ассистента. Тот привез не Лидию, а Инну Чурикову. Помню как сейчас этот момент: захожу, сидит девушка, поворачивает голову – она! То самое лицо, из телевизора! Вот так мы встретились с Инночкой… Это был подарок небес».
В 1977 году Глеб Панфилов перешёл в штат киностудии «Мосфильм» и стал руководителем мастерской на Высших режиссёрских курсах. В 1986 Глеб Анатольевич дебютировал как театральный режиссёр в «Ленкоме», представил новую трактовку шекспировской трагедии «Гамлет», задействовав ведущих актеров театра: Олега Янковского (Гамлет), Инну Чурикову (Гертруда), Александру Захарову (Офелия). В 1991 режиссёр создал киностудию «Вера», названную в честь его матери, и вплоть до 2023 года продолжал плодотворно работать в кинематографической среде.
За свою длинную кинематографическую карьеру Глеб Панфилов успел снять ряд известных фильмов, часть из которых была создана по произведениям русских писателей и драматургов. Примечательно, что сценариями первых кинокартин в литературном ключе стали произведения иркутских писателей: «Встреча» 1980 года (по В. Г. Распутину) и «Валентина» 1981 года (по А. В. Вампилову). Позже были сняты фильмы «Васса» и «Мать» (по М. Горькому), «В круге Первом» (по А. Солженицыну), «Без вины виноватые» по А. Островскому.
Актёры и роли
Практически во всех своих картинах Панфилов старался задействовать известных артистов: Михаил Кононов, Анатолий Солоницын, Михаил Глузский, Михаил Кокшенов, Ленонид Куравлёв, Валентина Теличкина. Снимал даже барда и поэта Юрия Визбора! В фильме «Валентина» актёрский состав также был подобран отменный.
В роли холодного и рассудительного Шаманова перед зрителем предстал известный актёр и кинорежиссёр Родион Нахапетов, который к тому времени успел снять фильмы «С тобой и без тебя» (1974), «На край света» (1976), «Не стреляйте в белых лебедей» (1980) и был узнаваем публикой по нескольким ролям в кино. Его Шаманов не так строг и угрюм, каким мог показаться Станислав Любшин в ранней экранизации, однако так же сдержан в эмоциях и немногословен.
Примечательно, что во всех трёх фильмах роль Шаманова исполнили известные актёры: Станислав Любшин, Родион Нахапетов, Сергей Безруков.
Искреннюю и светлую Валентину в фильме Панфилова сыграла юная актриса Дарья Михайлова, у которой также за спиной было несколько работ в кино. С первых минут Дарья захватывает зрительский взор своим присутствием в кадре: девушка привлекательной внешности, высокого роста, с тонким станом спешит в палисадник, чтобы выполнить ежедневный долг перед совестью – починить калитку. Не сразу в хрупкой девушке ангельского вида узнаешь труженицу-героиню: смогла бы такая утончённая Валентина справиться с тем, что ждёт её в конце сюжетной линии? Перенесла бы те тяготы жизни, что преподносит ей судьба? Позже все вопросы к героине отпадают, ведь её образ напрямую отражает её внутреннюю красоту и чистоту, отсюда и утончённая внешность Валентины.
Роль буфетчицы Анны режиссёр отдал своей любимице, жене Инне Чуриковой. Сильная характерная женщина, на чью долю выпала нелёгкая судьба. Она разрывается между двумя любимыми людьми: мужем и сыном, в равной степени сильно дорожит каждым, в то время как «половинки» не считаются с её мнением и требуют подчинения прихотям.
Роль мужа Анны – Афанасия, исполнил Юрий Гребенщиков, а сына Пашку сыграл молодой актёр, дебютант Сергей Колтаков. В роли аптекарши предстала всем известная Лариса Удовиченко, дополнив звёздный состав своим участием.
Каст получился интересным, не похожим на раннюю версию, отсюда рождается интерес к каждой персоне, к тому, как они чувствуют героев и исполнят их «судьбы».
Искусство кино: о лакмусовой бумажке и впечатлениях от фильма
В выпуске журнала «Искусство кино» № 5, 1982 года журналист, поэтесса и драматург Ольга Андреевна Кучкина поделилась своим видением картины, режиссёрской позиции, в целом впечатлением о съёмках «Валентины»:
«Что впечатляет в фильме «Валентина»? Непрерывность действия, осуществляемая постановщиком. Это сделано искусно и подобно самой жизни;
Панфилов ищет свой путь. Ищет сознательно, целенаправленно, последовательно используя предыдущие открытия – статичную камеру, фронтальную мизансцену, сознательный средний план;
Когда думаешь о том, почему «Валентина» Г. Панфилова оставляет странно-холодноватое ощущение, в то время как «Чулимск» А. Вампилова вызывал ощущение обратное – горячее, взволнованное, сочувственное, – не сразу понимаешь, в чём тут дело. А оно впрямую связано с Валентиной. Точнее с позицией художника, связанной с этим образом. В фильме её судьба оказалась лакмусовой бумажкой для проверки на нравственность всех остальных. В пьесе таким своеобразным «индикатором» был палисадник. Кто как через него ходит, ломает или не ломает его, – было краской характера. Каждого. Автора можно было упрекнуть в прямолинейности метафоры, если бы история с палисадником не была так искусно вписана в реальный событийный ряд. Кто-то ломает, а Валентина чинит. Молча, упорно, следовательно».
В книге «Мир Александра Вампилова» (2000) кинодокументалист и театральный критик Валерий Хоменко высказал своё мнение по поводу экранизации, проанализировав видение произведения режиссёром:
«Режиссер Глеб Панфилов сам восхитительный драматург – исключительно кинематографический. Он придумывает удивительные истории для фильмов, которые предстоит ставить ему самому. Но сделанный Панфиловым фильм «Валентина» по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» не характерен для него как кинематографиста. Он подчинил экранное действие определенным условностям театральной драматургии, сыграл как бы в «чужую игру», где слишком много было заранее задано правил (главное – единство места действия), приняв которые он не нарушил их и даже ограничил себя ими гораздо жестче, чем, например, Мельников, экранизировавший две пьесы Вампилова;
У «Мосфильма» в те годы хватило бы денег выстроить для съемок фильма «Валентина» половину поселка Чулимск, придуманного Вампиловым, пожелай того режиссер (если уж не отправить многолюдную, с техникой, киноэкспедицию куда-нибудь, скажем, в Киренск или в Верхноленск). Можно было бы показать на экране и дорогу в Потеряиху, где сегодня показывают фильм, и дорогу в Ключи, где сегодня танцы. «И танцплощадку, конечно, снимем! - решил бы какой другой постановщик. И тайгу, из которой выходит Илья Еремеев, покажем. И контору, где служит Мечеткин. А как не дать место работы Кашкиной, подглядывающей за Шамановым и Валентиной на веранде!…» Богатым было тогда кинопроизводство. Кинореализм же оправдывал любые траты;
Панфилов выстроил на натуре лишь один дом и чуть наметил прилегающие улочки. Точек съемок поразительно мало (что так нехарактерно для кино!) Аскетизм – «антикиношный». Фильм – рафинированно кинематографичен».