Первое «Прощание в июне» в Москве
29 октября 1972 года в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского состоялась первая московская постановка пьесы «Прощание в июне».
Театр им. Станиславского трижды пытался поставить пьесы Александра Вампилова ("Утиную охоту" и "Провинциальные анекдоты"), однако наталкивался на острое сопротивление чиновников. В 1972 году «Провинциальные анекдоты», отчасти переделанные, ставит БДТ. И спустя месяц после мартовской премьеры её режиссер Александр Товстоногов вместе с главным художником БДТ Эдуардом Кочергиным приезжают ставить «Прощание в июне» в Театр им. К. С. Станиславского. Символически намеченный к выпуску в июне (а, возможно, и подгоняемый конкуренцией с Театром им. Ермоловой, где репетируется «Старший сын»), спектакль готовят в сжатые сроки и прогоняют уже на длинных летних гастролях в Красноярске и Барнауле заменами, вне официального репертуарного плана. На прогон и сдачу представителю управления культуры в Красноярск приезжает и сам Александр Вампилов.
В письме завлиту БДТ Дине Шварц Александр Вампилов писал: "Сообщаю Вам, что был я в Красноярске, у Сандро, на сдаче «Прощания в июне». Спектакль принят, но, по-моему (и Сандро так думает), он еще не готов. Сандро работал как зверь, многого достиг, но промахнулся в назначении актера на главную роль. За мою небольшую, но все-таки практику, я ни разу не вмешивался в распределение ролей и тем более никогда еще не оспаривал результата. Но это особый случай. Ошибка очевидна и непоправима никаким способом, кроме одного: заменить актера или назначить на эту роль второго исполнителя, который впоследствии должен оказаться первым и единственным. И я надеюсь, что Сандро на это пойдет".
Александр Товстоногов услышал драматурга и заменил Эммануила Виторгана, игравшего главную роль Колесова, на выбранного Вампиловым Василия Бочкарёва, первоначально распределенного на Букина. Его вводят во время следующих гастролей, в августе, в Херсоне, когда «Прощание в июне» уже официально стоит в афише. Тогда же приходит известие о трагической гибели Вампилова, которому увидеть спектакль с новым исполнителем, как и московскую премьеру, состоявшуюся 29 октября, уже не довелось.
Вспоминает Василий Бочкарёв: «Спектакль получился хорошим. Таню, возлюбленную Колесова, играла Наташа Варлей. В сцене свидания в саду зал затихал, как только мы с ней выходили из-за кулис. Понятно было, что между молодыми героями происходит что-то важное в этот момент. По-живому, по-земному понятно. Когда в финале стояли по краям сцены у противоположных порталов, а между нами пустое пространство расстилалось, сквозь него, казалось, искры летели – такое напряжение было. И в зале стояла такая же напряженная тишина».
Наталья Варлей рассказывала, что именно этот спектакль открыл ей путь на театральную сцену и именно Александр Вампилов поддержал молодую актрису. На тот момент она была известна по киноролям и многие коллеги по сцене смотрели на неё с недоверием. Тем более у неё только родился ребёнок и артистка пыталась скрывать фигуру, из-за чего могла казаться зажатой. Варлей вспоминала, как чувствовала, что режиссёр спектакля Александр Товстоногов был ею недоволен. Но, когда на репетицию приехал Александр Вампилов, то Таню в исполнении Натальи Варлей, он назвал точным попаданием: именно такой героиню он и писал.
Подробнее об этом спектакле и о работе с Александром Вампиловым вы сможете узнать в эпизодах видеопроекта "Помним. Счастливы...", ссылки оставим в описании. О работе с драматургом над "Прощанием в июне" подробно рассказывает Наталья Варлей, актриса Светлана Головина вспоминает о творческом союзе Александра Вампилова и Сандро Товстоногова. Художник Эдуард Кочергин говорит о человеке Александре Вампилове и о работе по оформлению спектаклей по его пьесам.
При подготовке поста использовались материалы Медиа-проекта ARTИСТ, который уже 10 ноября подарит уникальную возможность увидеть 14 версий пьесы "Прощание в июне" из театров Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Омска, Саратова, Ульяновска, Ижевска, Нижнего Новгорода, Барнаула и Саранска. Не пропустите!