27 сентября 2024

«Двадцать минут с ангелом»

Задумывались ли вы о том, какую помощь готовы оказать незнакомому человеку? Особенно когда дело касается денег. Представьте: утро буднего дня, вы спешите по делам, бежите по многолюдным улочкам, как вдруг – происшествие. Из окна близстоящего дома доносятся просьбы незнакомых вам граждан. Они просят в долг некую сумму, например, сто рублей. Как бы вы отреагировали? Выручили бы или покрутили пальцем у виска и отправились дальше?

Наша новая статья посвящена экранизации известной блистательной пьесы Александра Вампилова «Двадцать минут с ангелом» (реж. Ефим Падве, 1989).

Минутка истории

В начале 1960-х гг. Александр Вампилов написал две одноактные пьесы: «Двадцать минут с ангелом» и «История с метранпажем». В 1968 году они были объединены в «Провинциальные анекдоты».

Впервые пьеса «Двадцать минут с ангелом» была опубликована в 1970 году, в альманахе «Ангара», № 4. В этом же году Александр Вампилов отправился в Ленинград для сдачи «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Е. Падве). Затем драматург заехал в ленинградский БДТ им. М. Горького, где показал «Провинциальные анекдоты». Пьеса была принята театром к постановке. Зимой прошли первые репетиции спектакля «Два анекдота» (режиссёр А. Товстоногов), на которых присутствовал сам драматург. 30 марта 1972 года состоялась премьера на Малой сцене БДТ.

Через шесть лет на киностудии «Мосфильм» вышел первый короткометражный художественный фильм «История с метранпажем» режиссёра Виталия Тарасенко. Ближе к девяностым были выпущены две экранизации «Двадцать минут с ангелом» режиссёров Е. Падве и Н. Киракозовой.

Знакомство с Вампиловым

Сегодня мы поговорим о съёмках фильма «Двадцать минут с ангелом», снятого учеником А. Товстоногова – Ефимом Падве. Фильм оказался последней работой режиссёра.

Впервые Е. Падве и А. Вампилов познакомились на премьере спектакля «Свидание в Предместье»:

«Произошло оно утром, в день премьеры. В 9 часов утра раздался телефонный звонок. Это был Саша. Сказал, что он на вокзале и не знает, куда ему ехать. Я назвал адрес. «Приезжайте скорее ко мне домой». Я побежал в ванную, разбудив перед этим маму. Сказал, что приехал Вампилов. «Готовь скорей завтрак». Мама очень разволновалась», – вспоминал Падве.
Встреча с драматургом оставила отпечаток: короткое знакомство режиссёр будет помнить до конца жизни, с теплом отзываясь о Вампилове: «Дружбу держать умел. Причём с людьми совершенно разными. Навсегда был нежен с влюблённой в его талант интеллигентной и бесконечно порядочной Е. Якушкиной и был совершенно своим с такими, как официант Дима из «Утиной охоты». Ни под кого не подстраивался. Всегда оставался самим собой. Интуиция точно подсказывала, кто чего стоит. Внутренних ощущений никогда не высказывал. Вернее, очень редко. Любил смену впечатлений, ночные приключения, порой не обходилось и без милиции. Понимал толк в застолье, в охоте, рыбалке».

«В ненужное время, в ненужный час»

Перед тем, как осуществить съёмки «Двадцати минут…», Ефим Падве уже поставил в разных театрах три спектакля по Вампилову: «Свидание в Предместье», «Двадцать минут с ангелом», «Утиная охота». Возможно, именно личное знакомство с драматургом помогло режиссёру тонко прочувствовать пьесы, а затем снять первую экранизацию произведения.

8 декабря 1989 года состоялась премьера фильма.

О подготовке режиссёра к съёмкам рассказал в интервью актёр Евгений Меркурьев: «Осенью, кажется, у нас состоялись гастроли в Витебск. Летом Фима снимал картину на телестудии — «Двадцать минут с ангелом». Придумал роль для сына. (Когда Серёжа был маленький, то при одном слове «Серёжа» лицо у Фимы становилось открытым и беззащитным. Я, к сожалению, сняться у Фимы не смог, у меня в это время были съёмки на Украине. Фима поехал с нами в Витебск: ему надо был подобрать натуру для будущей картины. Скорее же всего ему хотелось побыть с теми, с кем он начинал, с кем ставил свои знаменитые спектакли в Театре на Литейном. Очень много говорил, строил планы. Но меня не покидало ощущение, что он прощается. Уходит».

О том, как трудно было продвигать сценарий фильма, вспоминал журналист Владимир Шахиджанян:

«В то время я пробивал на Мосфильме постановку фильма «Двадцать минут с ангелом» по пьесе Александра Вампилова. Я снял в объединении «Дебют» фильм «Клоун Мусля», худсовет практически единогласно одобрил мою работу, и я получил право на самостоятельную постановку. Выбрал «Двадцать минут с ангелом» – одноактную пьесу из «Провинциальных анекдотов». Полгода ушло на написание сценария, обсуждения, внесения поправок. Вроде, меня поставили в план. И… И попался я в ненужное время, в ненужный час, в ненужную ситуацию — сценарий дали читать директору студии Николаю Трофимовичу Сизову. Проходило большое совещание на «Мосфильме». С докладом выступал генеральный директор Н.Т. Сизов. Часть доклада была посвящена мне и сценарию «Двадцать минут с ангелом».
– Ну что это такое! — кричал он, стуча кулаком по трибуне. — Страна борется с пьянством, а у нас в сценарии, который предполагается дать дебютанту Шахиджаняну, утро начинается в гостинице. Два алкаша ищут, где бы и на что им выпить. Драку затевают! Как такое можно позволять! И сценарий прошёл объединение, его утвердил главный редактор! Куда вы смотрите?! – кричал Сизов, обращаясь в зал. – Куда?!».


Счастливый финал

Несмотря на все сложности при продвижении экранизации, картина всё-таки вышла в свет в 1989 году. Однако информации о съёмках и интервью от самих актёров практически не сохранилось.

Через год, в 1990 году, будет показан следующий фильм по пьесе А. Вампилова – «Провинциальный анекдот», где одну из главных ролей сыграл известный советский актер Альберт Филозов. Но об этом в следующих постах.

Безусловно, экранизация Ефима Падве достойна похвалы и восхищения, хотя бы потому, что была снята в непростой перестроечный период и являлась первой экранизацией пьесы. К сожалению, сейчас кинематографисты редко обращаются к этой пьесе. Надеемся, что современные режиссёры в скором времени снимут достойную экранизацию сибирского драматурга, ответив на вопрос: «Все люди добры, когда у тебя деньги есть. А когда – нет?..».