«Старший сын» Виталия Мельникова
20 мая 1976 года в московском Доме кино состоялась премьера фильма Виталия Мельникова «Старший сын». Рассказываем о кинокартине, вошедшей в золотой фонд советского кинематографа.
Возвращаясь к истокам
20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь» впервые были опубликованы отрывки из пьесы А. Вампилова «Женихи». В период работы над произведением автор несколько раз менял название: «Свидание в предместье», «Нравоучения с гитарой», «Семья Сарафановых».
В 1968 году пьеса была опубликована во втором номере альманаха «Ангара» под названием «Предместье», однако текст пьесы не являлся окончательным вариантом. В ноябре 1969 года случилась легендарная премьера «Старшего сына» в драматическом театре им. Н. П. Охлопкова. Она была принята зрителями на ура. Сам драматург остался доволен постановкой.
Первый из первых
Прошло несколько лет. В 1976 году была представлена первая экранизация Виталия Мельникова «Старший сын», высоко оценённая на XIII Международном фестивале телевизионных фильмов в Праге. Кинокартина получила приз за лучший сценарий в разделе драматических произведений.
Успешному показу предшествовали страх и сомнения: в отличие от театральных подмостков, в кино ещё не давали официального разрешения для экранизации пьес Вампилова. Утверждение пьес всячески задерживались чиновниками. Руководство «Ленфильма» беспокоилось о возможном запрете картины. По этой причине создание фильма осуществлялось не в помещениях киностудии, а на задворках старых ленинградских закоулков и полуразрушенного, готовящегося к сносу здания на окраине Ленинграда.
Несмотря на ряд сложностей при создании фильмов по пьесам драматурга, режиссёр Виталий Мельников отмечал, что кинокартины «Старший сын» и «Отпуск в сентябре» являются для него наиболее «дорогими» в фильмографии:
«В те годы я стал руководителем телевизионного объединения на “Ленфильме” и предпринял ряд дипломатических уловок, чтобы выпустить картины, снимавшиеся наполовину легально. Этой работе отдавался целиком, вообще вся команда трудилась страстно и самозабвенно. И, конечно, особая роль принадлежала вампиловским текстам, которые открывали все новые возможности и повороты в отношениях между героями».
Претендуем на роли
Пробы актёров всегда являются ответственным и судьбоносным делом. От того, какие люди будут составлять каст, во многом зависит успех фильма. Поэтому к подбору актёрской команды Виталий Мельников подошёл с тщательностью.
На главные роли люди нашлись быстро: в роли Сарафанова-старшего режиссёр видел Евгения Леонова. Уговаривать не пришлось: Леонов, не раздумывая, согласился. Ещё в театре он мечтал сыграть Сарафанова, духовно близкого и понятного артисту. На роль Бусыгина оператор Юрий Векслер предложил кандидатуру Николая Караченцова, работавшего вместе с ним в Ленкоме Марка Захарова. Предложение было принято, и Караченцова утвердили без проб.
Остальных исполнителей выбирали дольше. Актёров, желающих сыграть вампиловских героев, хватало. Так, например, на роль Макарской имели виды дивы советского кинематографа Маргарита Терехова и Людмила Зайцева. Однако роль досталась Светлане Крючковой. Претендентками на роль Нины Сарафановой были Лариса Луппиан (будущая жена Михаила Боярского), игравшая Нину в театре, и Наталья Егорова, которую и утвердили на роль.
В образе Сильвы могли предстать небезызвестные актёры Евгений Герасимов и Георгий Антонов, участвовавшие в пробах. По иронии судьбы роль досталась человеку, не планировавшему сниматься в фильме. Им оказался Михаил Боярский, недавно отслуживший и забредший на «Ленфильм» в поисках знакомых. В коридоре Боярского заметила ассистентка, предложила пройти пробы. Оперативное прохождение проб в коридоре дало результат – Сильва был найден.
Воспоминания о съёмках
После удачного подбора команды начался съёмочный процесс, о котором впоследствии вспоминали участники с теплотой и трепетом:
Виталий Мельников: «Мы встретились с Леоновым в недоремонтированном репетиционном зале “Ленкома” и сразу же выяснилось, что мы любим эту пьесу и готовы хоть сейчас начинать работу».
Николай Караченцов: «У нас в театре, например, не идёт ни одна пьеса такого автора, как Александр Вампилов. Мне, кстати, очень жаль, потому что Вампилов, наверное, самая яркая звезда на нашем драматургическом небосклоне за последние лет сорок. Но так получилось, что у руководителя нашего театра не было интереса к этому автору. И так как-то Ленком прошёл мимо Вампилова».
«А в кино я снялся – в картине “Старший сын” по пьесе Александра Вампилова, который в то время был полузапрещён. Мы понимали, что выходим с таким автором, как Вампилов, на такую аудиторию, как вся страна. Какая ответственность! Мы были очень молодые, мы так сдружились. Атмосфера была фантастическая. Миша Боярский, Света Крючкова, Наташа Егорова мы были, как родные, как одна семья. Как нас опекал Евгений Павлович Леонов! Он был нам, как батька».
Евгений Леонов писал сыну: «Так работали на съемочной площадке, так мудрили и веселились, даже захотелось, чтобы ты был здесь и сам это увидел. Ты пьесу-то “Старший сын” дочитал? Давно я не испытывал такого восторга от пьесы и от сценария. Какой писатель этот сибирский парнишка Вампилов! Могучий талант».
«Его Сарафанов, теперь называю “мой Сарафанов”, герой нашего фильма, — потрясающая сила. Стоит мне сказать себе: “Я Сарафанов”, как ко мне приходит абсолютная ясность, как будто все предстает передо мной в своем истинном виде — люди, поступки, факты. И как будто все вокруг понимают: хитрить и скрываться не следует. Не могу тебе передать, какое чувство внушает мне этот человек. Иногда думаю: да ведь это какое-то ископаемое, теперь таких нет; другой раз думаю: это личность из будущего, совершенно лишенная скверны мещанства».
Светлана Крючкова: «В 1975 году я работала во МХАТе, однако решила съездить в Ленинград и поучаствовать в пробах на фильм “Старший сын” Виталия Вячеславовича. Меня отговаривали, уверяли, что он уже выбирает между Маргаритой Тереховой и Людмилой Зайцевой. Я отвечала, что просто хочу посмотреть Ленинград. В итоге я успешно прошла пробы и познакомилась с оператором Юрием Векслером, который впоследствии стал моим мужем. Позже он мне рассказывал, что после проб Виталий Вячеславович вышел из павильона и сказал, что будет снимать только меня».
Премьера фильма прошла 20 мая 1976 года в московском Доме кино. Мельников пригласил на событие коллег и земляков Александра Вампилова, которые аплодировали стоя. Спустя несколько лет режиссёр снял фильм по пьесе Вампилова «Утиная охота».