06 сентября 2024

«Отпуск в сентябре»

Экранизация пьесы «Утиная охота», созданная в 1979 году, была впервые показана советскому зрителю лишь в 1987-м, в год пятидесятилетия Вампилова.

Экранизация «Отпуска» должна была стать кульминацией среди череды успешных театральных постановок. Однако ожидания режиссёра Виталия Мельникова были напрасны. Никто не мог предположить, что после «Старшего сына» – первой удачной экранизации по Вампилову – следующий фильм будут ждать значительные трудности.

Сначала фильм «не рекомендовали» к выходу, затем он пролежал на полке целых восемь лет, а исполнитель главной роли Олег Даль вовсе не успел застать выход киноработы. Позднее, в 1987 году, на Всесоюзном фестивале телефильмов в Минске Союзом кинематографистов Олег Даль был награждён посмертно за лучшее исполнение мужской роли.

Из воспоминаний:

1975 год. Находясь в Доме творчества ВТО под Ленинградом, Даль узнал, что режиссёр Виталий Мельников собирается экранизировать «Утиную охоту» Александра Вампилова и даже начал пробовать актёров на роль Зилова. Он мечтал об этой роли. Лиза вспоминала, как наутро они пошли завтракать в местную столовую. Народу много, все друг дружку знают… И вдруг обычно скромный, даже застенчивый (если не наступать на его «мозоль»!) Даль на весь зал громко произнёс: «В Советском Союзе есть только один артист, который может сыграть Зилова. Это Даль!» Это прозвучало так неожиданно, что Лиза даже испугалась, всё ли с мужем в порядке. В гробовой тишине они молча поели и ушли;

Елизавета Даль, жена Олега Даля: «У нас в туалете лежала огромная пачка сценариев, от которых Олег отказался. У него была масса предложений сыграть что-то партийное, советское, за которое он получил бы большие деньги, звания... Всё отвергалось на корню»;

«Даль был твёрдо уверен, что Мельников его пригласит. Но время шло, а звонка со студии не было. Режиссёр два года пробовал кого угодно, только не его. И он обиделся. Настолько, что когда, наконец, позвонили и сказали, что он утвержден на Зилова без проб, в резкой форме отказался»;

«Спустя несколько дней рано утром раздался звонок в дверь. Открываю – на пороге стоит Мельников. Минут сорок они разговаривали. А потом Олег сказал мне: «Собирай вещи, через два дня мы едем в Петрозаводск на съёмки».

Виталий Мельников: «Олег чувствовал себя одиноким и опустошенным, особенно после того, как узнал, что картину придерживают. Очень терзался этим обстоятельством, равно как и тем, что у него нет работы подобного уровня. Всё происходило в разгар брежневской эпохи: драматургия в то время была вшивенькая и лживенькая, все вокруг – и большие, и малые – врали друг другу напропалую. Он напоминал мне солдата, который после войны не может найти себе места в мирной жизни. Сейчас я понимаю, что это не могло закончиться хорошо».

Юрий Богатырёв: «Олега Даля я знал давно, еще со времени совместной работы в театре «Современник», однако словесный портрет его нарисовать непросто. Он балагурил, слыл душой всякой компании – и вдруг замыкался, надвигал кепку на глаза, поднимал воротник и уходил в себя – ну точь-в-точь Зилов, его герой, которого он с такой точностью сыграл в «Отпуске в сентябре». Впрочем, может быть, этот жест Даль сам и навязал Зилову, чтобы удобнее чувствовать себя в его образе»;

«За «Отпуск в сентябре» Даль принялся охотно и с радостью. Впрочем, и мы все начали работать так же. Во-первых, заманчиво было «тронуть» вампиловскую пьесу, во-вторых, подобралась чудная компания актеров: Наталия Гундарева, Николай Бурляев, Евгений Леонов, Ирина Купченко и режиссер В. Мельников, который разрешал фантазировать, рисковать, импровизировать, превращая съемочную площадку в экспериментальную. И каждый из нас стал вживаться в свою роль. Наташа Гундарева страдала по отсутствующей квартире, я наглел и распускался на глазах, но при этом вне площадки каждый оставался самим собой – все, кроме Даля. Он будто не играл, а лишь чуть подыгрывал, и, казалось, давно уже жил жизнью своего героя. Приходил на съёмку не Далем – Зиловым, снимался – и уходил тоже Зиловым. И к нам относился как к персонажам. Хотел я этого или нет, но на протяжении всего съёмочного периода для Даля был Саяпиным. Непосвящённые говорили: вон идут по городу Богатырёв и Даль. Но не тут-то было! Шли по Петрозаводску Зилов со своим дружком-бездельником и вели лишь им понятный диалог».

С трудом вышедшая в 1987 году картина Виталия Мельникова «влилась» в наступившую «перестроечную эпоху». Образ Зилова оказался близок советским людям, а киноработы коллег-режиссёров Г. Данелии «Осенний марафон», Р. Балаян «Полёты во сне и наяву», Л. Квинихидзе «Друг» моментально отзывались в сердцах советских граждан знакомыми до боли чувствами.