22 августа 2024

Неизвестный псевдоним Александра Вампилова

Многие знают, что Вампилов использовал псевдоним – А. Санин. Но он был не один. Вампилов подписывался ещё несколькими выдуманными именами в период работы в газете «Советская молодёжь». Об одном из псевдонимов пишет Владимир Ходий.

 

Накануне 52-й годовщины трагической гибели нашего знаменитого земляка, вспомнил, что в начале учебы в университете «Восточно-Сибирская правда» напечатала мой репортаж из хранилища периодики научной библиотеки.

Оно размещалось в давно несуществующем старом здании на задах нынешней гостиницы «Ангара». Сотни названий, бесчисленная масса подшивок газет, покрытых невидимой пылью времени. И легли тогда на бумагу заключительные слова об увиденном: «Здесь уснули тысячи новостей. Их можно разбудить. Они расскажут вам много интересного». 

Однако немало «разбуженного» и интересного вышло, когда спустя полвека я снова пришёл в хранилище в солидном капитальном здании на улице 5-й Армии. Пришел, полагая, что в творческом наследии замечательного писателя и журналиста Александра Вампилова уже не существует «белых пятен», или, как говорят библиографы, лакун. Но оказалось - это не так.

Хрестоматийный факт: наш классик драматургии начал печататься, учась на третьем курсе историко-филологического факультета, в газетах «Иркутский университет» и «Ленинские заветы» Иркутского сельского района, а на пятом курсе, в 1959 году, его взяли в штат «Советской молодежи». 

На первых порах все свои публикации – а это были исключительно юмористические рассказы – он подписывал псевдонимом А. Санин, а в «Молодежке» под «штатными» материалами ставил свою фамилию. Так продолжалось еще какое-то время: литературные опыты венчал А. Санин, а разные журналистские корреспонденции, репортажи, очерки - реальный А. Вампилов.

И вот в начале 1961 года в газете появляется еще один его псевдоним – А. Валентинов. Александр к тому времени успел, как вспоминал впоследствии его коллега по «Молодежке» поэт Сергей Иоффе, «исколесить немало дорог с удостоверением литсотрудника, а потом заведующим отделом комсомольской жизни». Печататься приходилось часто и не всегда требовались крупные материалы, так что этот псевдоним оказался палочкой-выручалочкой. 

В одном случае шла в номер небольшая зарисовка о молодых строителях «большой химии» из Усолья-Сибирского, в другом - о библиотекаре, агитаторе и депутате сельсовета в одном лице из Зиминского района, в третьем – репортаж с избирательного участка в день голосования. Всего до отъезда на учебу в Центральную комсомольскую школу в Москве осенью того же 1961 года под этим псевдонимом Вампилов напечатал не меньше десятка материалов.

Примечательна заметка «Быть похожим на себя …». В ней рассказывалось об участнице областной конференции «Молодость, творчество, современность» будущей гордости иркутской живописной школы Галине Новиковой.

Вампилов писал:

«Галина Новикова еще студентка, но творчество уже началось. Началось в ученье, в сомнениях, в поисках верного пути, сюжета, штрихов, красок, света, композиции – в поисках самого себя».

И далее:

«Поднимает, влечет за собой традиция, огромное, могучее наследие старых мастеров. Влечет и подавляет. Толкает вперед и встает поперек дороги. Надо быть похожим … на себя.

Новые «звезды», новые школы, новейшие стили. Смело, интересно, захватывающе. А надо быть самим собой.

Думай, художник, отрицай и утверждай, сомневайся и экспериментируй. Но помни: надо быть самим собой. И надо быть верным жизни».

Конечно, адресуя эти слова молодой художнице, Вампилов адресовал их и себе.

Ну, а юмореска «Когда идет игра» под псевдонимом А. Валентинов - это уже 100-процентный Александр Валентинович, автор будущих комедий «Прощание в июне», «Старший сын» и других.

«Задерганный, затравленный, оглохший, оскорбленный и напуганный, я выбрался на свободу. Осмотревшись, я не нашел на себе почти не одной пуговицы. Я добрел до автомата, выпил воды. Тут в темном стекле я увидел свое лицо. Оно ошеломило меня своей бледностью, нервозностью. «К врачу! – подумал я, - к врачу!» За спиной опять грянули эти ужасные вопли и страшный свист. Я быстро пошел прочь.

Я только что побывал на футболе. Побывал в первый раз в жизни. Приятель заманил.

Сначала все шло мирно. Усаживались, читали газеты, ели мороженое, разговаривали.

Но вот выкатили мяч и началось. Нет, меня не били. Но со мной делились восторгами и огорчениями.

Игра шла у одних ворот, мой приятель застучал зубами и накинулся на меня со страстными иезуитскими объятиями, потом он стал рычать и бить себя в грудь, потом он стал бить в грудь меня. Переходы от нежности к грубости были так неожиданны, что я не спускал с него глаз. Сидящая сзади девушка визжала, и, кажется, уже несколько раз пробежалась по моей спине.

Забили гол. От свиста и рева на трибунах поднялся ветер. Мой приятель был невменяем. Я успел его оттолкнуть, тогда он обнял и поцеловал сидящую рядом женщину.

- Что ты делаешь! – испугался я. - А если ее муж болеет за другую команду?

Но муж, не замечая ничего на свете, самозабвенно орал. Он болел за эту же команду. Девица, сидящая сзади, отбивала на моей спине чечетку. Все вокруг рычало, визжало, неистовствовало. Стало жутко. Я решил бежать.

Я вырвался из объятий своего приятеля и кинулся к выходу.

- Куда вы? – удивился приятель, - это же настоящая игра! По классу «Б»!

Я ничего не ответил, а только подумал про себя, что бы здесь было, если городская команда играла по классу «А»! Я бежал. Меня не пропускали.

- Куда вы? Что с вами?

- Пропустите его, это сумасшедший!

Но вот я на свободе. В клинике я бойко взбежал по лестнице в кабинет знакомого врача невропатолога. И – ужас! Я застал его сидящим у динамика с открытым ртом и безумными глазами. Он слушал репортаж о проклятом футболе. Я хотел уйти, но в этот момент врач вдруг рявкнул и завопил:

- А-а-а! Забили!!! Наши! А-а-а-а!

И он кинулся ко мне. Он бежал за мной вокруг стола, рычал и, кажется, он хотел меня укусить. Я изловчился и вылетел в двери.

И тут меня взяло зло. Я вспомнил всех этих помешанных, их свирепые, торжествующие физиономии и мне вдруг захотелось оказаться там, на стадионе, и увидеть, как эти «наши» не выиграют, а проиграют. Мне захотелось злорадствовать».

 

Автор: Владимир ходий, журналист, собкор ТАСС в 1981-2011 годах