29 июля 2024

Владимир Жемчужников об «Утиной охоте»

Пьеса «Утиная охота» Александра Вампилова - признанный шедевр драматургии. Глубокая, сложная, многослойная - она по сей день остаётся острой и актуальной и даёт неисчерпаемый простор для интерпретаций. Когда Вампилов написал пьесу он прекрасно понимал, зная реалии времени времени, что её сложно будет опубликовать, а тем более увидеть на сцене. И все были поражены смелостью автора, который не стал «приглаживать» своё произведение, не пошёл на компромисс с самим собой, чтобы угодить требованиям цензуры того времени. О том, как Александр Вампилов впервые прочитал «Утиную охоту» своим друзьям-писателям, и какое пьеса произвела впечатление, вспоминал писатель, журналист Владимир Жемчужников:

«...Возвращались как-то вечером, после очередной писательской "среды", человек десять нас было во главе с Вампиловым. Вдруг он придержал меня за локоть:
- Вовка, слушай, я хочу прочитать новую пьесу. Как говортися, в узком кругу. У тебя можно посидеть?
- Какой разговор, Саня! Пошли, конечно.
Обрадовались и друзья, когда Вампилов всех пригласил на первую читку своей драмы "Утиная охота".
Разместились в моей единственной комнате. Саню усадили на диван, пододвинули к нему журнальный столик, поставили лампу с козырьком, пепельницу. Выключили верхний свет и, - началась читка, распахнулись двери в театр Вампилова.

Зилов (по телефону). Ты что, меня не узнал?.. Умер?.. Кто умер?.. Я?! Да вроде бы нет... Живой вроде бы... Этого ещё только не хватало - чтобы я умер перед самой охотой!

Читал он спокойно, без всякого наигрыша. Да, казалось, что никаких интонационных красок и не нужно было добавлять - столько яркости, сочности и остроты заключалось в выписанных им диалогах. И по мере того как развивалось, раскручивалось действие, крепло ощущение, что знакомит нас Вампилов со своим лучшим драматическим сочинением.
Сидя за столом с карандашом и листком бумаги, я черканул по ходу читки два-три замечания. Это не ускользнуло от Саниного внимания.
Наконец прозвучало финальное слово - "занавес". Взбудораженные, вскочили мы со стульев и кресел, обступили друга-драматурга. Впечатление у каждого было до того сильным, что вначале, кроме слов восторга и тостов в честь автора, ничего не приходило в голову.

Жена моя Неля, которую за терпимость к нашим шумным кухонным мальчишникам пишущие собратья шутливо величали сестрой, обняла Вампилова по-сестрински:
- Саня, ты только живи долго-долго.
Он покачал головой, дескать, согласен, постараюсь, и тут же сделал этакий отвлекающий манёвр:
- Володя, ты там заметки какие-то писал. Что усёк?
- Да так, мелочи по охотничьей линии.
- Выкладывай, чего там.
Я сказал ему, "что усёк". Он затянулся молча сигаретой и, видимо, с чем-то согласившись, сделал в рукописи короткую пометку.

Кто-то уже теснил меня плечом, порываясь ещё раз пожать руку Сане:
- Старик! Спасибо тебе за твою смелость. От души!

Нет, мы не рассуждали в тот вечер на тему гражданского мужества писателя, однако каждого "Утиная охота" настроила на серьёзное раздумье: "Талант трусливым не бывает. Не может, не должен быть!".»