История публикации «Утиной охоты»
«Утиная охота», пожалуй, самая сложная пьеса Александра Вампилова. Зилов, чью душу мы исследуем в пьесе, персонаж бесконечно далёкий от идеала советского героя. Однако она была опубликована ещё при жизни писателя в 6 номере 1970 года в литературном альманахе «Ангара». Как же так получилось? Почему суровая цензура тех лет одобрила публикацию пьесу? Ответ на эту загадку существует. Публикация «Утиной охоты» произошла благодаря смелости Марка Сергеева - иркутского поэта, писателя и старшего товарища Александра Вампилова.
Вот, что вспоминает об этом сам Марк Давидович:
«Тут как раз и возникла на моём столе «Утиная охота». Саня заглянул ко мне вечером, оставил рукопись. Назавтра мы поговорили, настроение у Вампилова было худое, он был твёрдо убеждён, что цензура пьесу не пропустит.
- Попробуем, - сказал я. - А вдруг удастся!
Мы учли, что цензура ведёт себя странно, она заставляет всех нас делать вид, что её нет. Она не читает рукописей, а знакомится с произведением только в его корректуре... Мы решили использовать эту странную логику цензуры себе на пользу, решили сначала сдать в набор, а там будь что будет, по крайней мере, дойдёт хоть до корректуры. А тут, когда набор уже был готов, случилось везение, которое бывает лишь раз в жизни: главный цензор уехал в отпуск, на лечение - у него было неблагополучно с лёгкими. Мы тут же поставили «Утиную охоту» в номер. Но её надо было подстраховать. Тогда я решил написать предисловие по принципу «голого короля»: кто не понял «Утиной охоты», тот... Ну что тут пояснять!
... Видимо, молодых дам, сотрудниц цензуры, предисловие убедило. «Утиная охота» была напечатана и ушла в жизнь. В жизнь сложную, полную событий драматических, но она уже жила, уже джина, выпущенного из оклеенного цензурными запретами кувшина, нельзя было загнать обратно.
... Вернулся главный цензор, поздоровевший, более, чем всегда благодушный. Остановил меня на улице и сказал:
- Дело, конечно, сделано, но вам с Вампиловым ещё эту пьесу припомнят.
Продолжение этой истории есть у Андрея Румянцева, поэта, однокурсника и биографа Александра Вампилова:
«После прозвучавшей угрозы главного цензора Марк Давидович, вхожий в обком партии и пользующийся там авторитетом, решился на хитрость. Он ответил цензору: «Вы помните, вам позвонил секретарь обкома по пропаганде и сказал: «У меня сидит Сергеев, у нас с ним ничего против «Утиной охоты» нет». Цензор растерялся и ответил: «А, вспоминаю, что-то такое было». Но только звонок этот был по поводу повести Валентина Распутина «Деньги для Марии», которую тоже не хотели пропускать. Но, к счастью, этот обман обошелся без последствий — никаких репрессий против Сергеева или Вампилова в результате не было».