«Валентина» в «Пятом театре»
В Омском государственном драматическом «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Валентина» по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», режиссер-постановщик Людмила Исмайлова.
В пьесе «Прошлым летом в Чулимске» Вампилов искал форму, в которой события разворачивались бы в двух планах одновременно: в жизнеподобном мире повседневности и в условном измерении философского спора о добре и зле, свободе и долге. На сцене создан странный мир, в котором всё воспроизводится с «программной ошибкой», этот «глитч» становится характерной чертой времени. Прошлое застряло в своей неразрешимой агрессии, настоящее бессильно, а будущее хрупко. Будущее и есть Валентина. Спектакль идёт под тем именем, которое драматург дал своей пьесе изначально — до того, как его пришлось изменить из-за долгой цензуры, во время прохождения которой стала популярна написанная позже пьеса Рощина «Валентин и Валентина».
В постановке «Пятого театра» на сцене не будет дома и всей той привычной обстановки, которую мы помним по фильмам и постановкам пьесы в других театрах.
— Больше всего не хотелось делать соцреализм, — рассказала режиссер-постановщик Людмила Исмайлова — знаете, такой спектакль про людей, где все настоящее, но ничего подлинного. Не хотелось, чтоб было так, поэтому у нас все ненастоящее, но правдивое. У нас на сцене одновременно существуют прошлое, будущее, настоящее и ещё кое-что. Театр — это не про «раньше», хочется показать зрителю про сегодняшних людей. И для меня современный мир — именно такой, он странный, мы с вами ходим рядом, но мы все из разных миров. Кто-то верит в целительные силы трав и молитв, а кто-то проводит свою жизнь в компьютере. Я думаю, прервалась связь времён, и если бы это не было ошибкой, то будущее бы не погибло. А Валентина у Вампилова — это и есть будущее. Нельзя убивать будущее, даже если оно нам не нравится.
Дома нет, а конфликт между предметами есть: в одной сцене одновременно присутствуют самовар и микроволновка. Костюмы тоже — всех эпох одновременно, ведь нам обещают на сцене Россию всех времён. И музыка такая же — всех времен и народов, работающая как отдельный персонаж, наталкивающий зрителя на ассоциативные ряды. Это будет спектакль про любовь, которую некоторые пытаются заполучить обескураживающими способами. А еще, как говорит режиссер, нас ждет не бытовая история, а почти библейская притча.