Жизнь, из которой вырезали все скучное
Этой осенью состоится онлайн-премьера фильма «Саня, драматург». Это короткометражная документальная лента, снятая в жанре киноинтервью. О том, как вдумчиво и с большой любовью над фильмом работала команда прекрасных профессионалов, рассказал продюсер Юрий Яшников.
Газета «Областная» 26.07.2023
Текст: Ольга Журавлева
Онлайн-премьера документального фильма «Саня, драматург», посвященного нашему земляку, знаменитому драматургу Александру Вампилову состоится 19 августа. Это вторая работа из серии «киноинтервью», снятая Кинокомпанией Юрия Яшникова. О том, каким человеком, по его мнению, был Александр Вампилов, почему правда всегда противоречива и как фильм поможет восстановить историческую справедливость, в интервью нашей газете рассказал продюсер картины, кинорежиссер, директор АНО «Центр развития кинематографии им. Леонида Гайдая», участник клуба «Байкальские стратегии» Юрий Яшников.
– Начало историческому документальному сериалу «киноинтервью» положил документальный фильм «Русский Морган» о самом богатом предпринимателе царской России по версии журнала «Форбс» иркутянине Николае Второве. Я не устаю говорить о том, что картина была завершена во многом благодаря клубу «Байкальские стратегии», при поддержке которого была подана заявка в Фонд президентских грантов. Она получила финансирование, и фильм смог увидеть свет.
Между первой и второй серией получился перерыв в три года. Процесс очень трудоемкий, кропотливый, требует больших финансовых затрат. Наш проект поддержало министерство культуры Иркутской области, предоставив субсидию на создание фильма. Полагаю, что во многом этому способствовало то, что в прошлом году у Александра Валентиновича был юбилей – 85 лет.
Проект близится к завершению, работа кипит, каждый день дарит нам невероятные открытия. В картине будут как комедийные, так и чрезвычайно драматичные эпизоды. Ведь судьба Александра Валентиновича от самого рождения и до смерти была исполнена драм, начиная от того, что он не знал своего отца. Саше не было и года, когда того увели из дома сотрудники КГБ, и больше он не вернулся. Сам Александр Валентинович ушел из жизни очень молодым, не дожив до своего 35-летия два дня. За эту короткую жизнь он написал четыре пьесы, благодаря которым стал самым востребованным драматургом XX века. При том, что при жизни он никому не был известен и востребован, признание пришло только после смерти.
Онлайн-премьера состоится в день рождения Вампилова – 19 августа с 11.00 до 12.20 по московскому времени. Любая площадка в Иркутской области и в России – библиотека, сельский клуб, музей – может стать соорганизатором премьеры при наличии устойчивого интернета. Современные технологии позволяют проводить подобные мероприятия, они проходят в невероятной атмосфере: тысячи зрителей одномоментно впервые смотрят фильм и могут задать вопросы его создателям.
– Что необходимо сделать, чтобы присоединиться к премьере?
– Нужно подать заявку до 15 августа. Сделать это можно по телефонам кураторов проекта 7 983 448 93 28 и 7 902 576 71 89 или по электронной почте gaidaicenter@mail.ru. Также онлайн-премьеру можно будет посмотреть на ютуб-канале нашей кинокомпании.
– Вы упомянули, что работа над фильмом каждый день приносит новые открытия. Что стало открытием для вас лично?
– Творчество Александра Валентиновича и то, каким человеком он был. Мне кажется, что в школьной программе нам преподносят Вампилова, как и Распутина, и Астафьева, и многих других сибирских писателей как нечто монументально великое. И этот налет бронзы не позволяет пробиться к реальному содержанию их творчества и даже может отталкивать.
Задача нашего фильма – показать Вампилова как человека. Дать возможность послушать то, как он рассуждает. Все, что он скажет, построено на его дневниках, произведениях, переписках. Все это он в той или иной форме произносил в своей жизни, мы просто собрали это в одно короткое произведение. Хичкок в свое время сказал, что кино – это жизнь, из которой при помощи монтажа вырезано все скучное. То же самое хотим сделать и мы, показав жизнь нашего знаменитого земляка в хронометраже 20–25 минут.
– Каким человеком, по вашему мнению, был Александр Вампилов?
– В первую очередь он был чрезвычайно внимательным. Он видел людей, присматривался к ним. Пытался понять человека изнутри, мотивацию его действий, умел связывать ее с его речью, настоящим и даже будущим. Он рождал абсолютно правдоподобные образы: и читатели, и зрители от начала до конца произведения верят в то, что такой герой существовал.
Он был честным, и в этой честности никого не щадил. Думаю, также он относился и к себе самому: он и себя не щадил. Он говорил, что противоречие – признак правды, а глянец – признак лжи. Вампилов чрезвычайно любил то, что делал – не на словах, а истинно. Именно это его качество стало одной из причин того, что мы начали работать над этой картиной.
В 2016 году наша команда ездила по Иркутской области с показом наших фильмов. Нас занесло в Кутулик. Показ и творческая встреча проходили в библиотеке, а потом сотрудники предложили: «Хотите, мы для вас откроем музей Вампилова?» На улице было уже темно, ехать далеко, но отказаться от такой возможности мы не могли. Мы побывали в комнате, где матушка Александра Вампилова вырастила, подняла четверых детей. Помню, нам показали студенческую фотографию Александра Валентиновича вместе с сокурсниками, на груди у всех были значки-ромбики. Их они получили после выпуска и назывались они «поплавками».
Экскурсовод рассказала, что в переписке с родными, отвечая на вопрос, который, вероятно, звучал так: «Как тебе группа, как ребята?», Вампилов дал такой ответ: «Ребята все замечательные, я рад, что попал в такую группу. Но должен сказать, что учатся они ради «поплавков» и литературу никто из них не любит, дать ей они ничего не смогут». В этом и есть весь Вампилов – честный и в этой честности беспощадный, любящий то, что он делает.
– Какая команда работала над фильмом?
– Все – иркутяне, со многими мы сотрудничаем еще со времен «Русского Моргана». Автор сценария и режиссер Анастасия Зверькова. В каждый новый фильм мы стараемся вносить что-то новое, в ленте «Саня, драматург» появится анимация.
Режиссер монтажа – талантливый студент Иркутского филиала ВГИКа Тимур Федоров, с которым мы впервые поработали на картине «Траектория Лосева». На этом фильме он показал такой удивительный стиль, что тут же получил приглашение в двухсерийный документальный фильм о группе «Король и шут», который сейчас вышел в онлайн-кинотеатре «Окко».
Оператор – Евгений Ряжев, больше известный в Иркутске как профессиональный фотограф. Но он и оператор блестящий, это стало очевидно, когда мы вдвоем работали операторами на съемках рекламного ролика с участием звезд фильма «Особенности национальной охоты». Художник проекта Екатерина Лазарева создала для картины два типа мультфильмов. Исторические вставки о судьбе главного героя и анимация, связанная с диалогом, выполнены в абсолютно разных визуальных стилях.
Монтажер «Русского Моргана» Андрей Дахневич выполнил для фильма компьютерную графику. Композитор и саунд-дизайнер фильма – Павел Воробьев, с ним мы также вместе работали на предыдущем фильме из серии «киноинтервью». Художник-постановщик и дизайнер Тимофей Махнев помог восстановить иркутский интерьер 70-х годов и придал самой картине неповторимый стиль. Съемки проходили в Центре современного искусства «Огонь», в одном из помещений которого была выстроена специальная локация. «Огонь» выбран не случайно: это старинное здание, со своей историей, соответствующее духу проекта.
Недавно на родине Александра Валентиновича в поселке Кутулик мы провели тематическую фотосессию в костюмах эпохи. Там есть все участники команды за исключением Евгения Ряжева. Запечатлела нас фотохудожник Марина Дубас. Для нас эта фотосессия – еще один способ рассказать о работе над картиной с помощью визуальных образов.
– В «Русском Моргане» интервью у Николая Второва берет иностранная журналистка. Кто выступает собеседником Александра Вампилова?
– Когда в «Русском Моргане» Настя придумала эту форму подачи – интервью, историки с которыми она консультировалась, сказали, что в России в те годы этого жанра просто не существовало. Но нам очень хотелось, чтобы фильм вышел именно таким. Тогда Анастасия выяснила, что на Западе этот жанр газетной публицистики появился и начал набирать обороты. Именно поэтому с купцом беседует иностранная журналистка.
В случае с Александром Валентиновичем мы хотели опереться на его реальную беседу с корреспондентом. Каково же было наше разочарование, когда мы выяснили, что у него вышло только одно крошечное интервью в прибалтийской газете «Советская Клайпеда».
Мы начали искать дальше. Выяснилось, что интервью у Вампилова брал журналист из Ленинграда Лев Сидоровский. В начале 70-х он прилетал в Иркутск, чтобы сделать несколько текстов о жизни сибирской молодежи для ленинградского журнала «Аврора». В Иркутске он сходил в драмтеатре на «Старшего сына» и был чрезвычайно удивлен тем, что настолько сильная пьеса написана местным драматургом. Он решил найти Вампилова и поговорить с ним, что и было сделано. Но текст так и не вышел: редактор журнала предпочел ему интервью с молодыми химиками Приангарья.
Именно это невышедшее интервью мы и взяли за основу. Второй наш главный герой Лев Сидоровский живет в Санкт-Петербурге, благословил нас на создание такого фильма со своим виртуальным участием. Он хотел найти черновики того самого интервью, но, к сожалению, они не сохранились. Мне кажется, что благодаря фильму мы восстановим историческую справедливость – его беседа с Вампиловым все же увидит свет.
– Кто озвучивает главных героев?
– Кастинг на участие в фильме мы проводили по всей стране. В итоге журналиста Льва Сидоровского озвучивает актер из Москвы, а Александра Вампилова – актер из Санкт-Петербурга. Несмотря на то что Вампилов жил в 70-х годах прошлого века, не сохранилось ни одной записи его голоса. А нам очень хотелось послушать, как он говорил, чтобы найти актера с максимально похожим тембром.
Говорят, что Вампилов дал однажды интервью Ленинградскому радио, Настя летала в Санкт-Петербург, ей удалось наладить очень хорошие отношения с архивом, где хранятся аудиозаписи. Они постепенно цифруются, эта работа распланирована на десятилетия. Когда или если будет найдена аудиозапись с Вампиловым, мы об этом узнаем.
– Что было самым сложным в работе над фильмом?
– Собственно сбор информации о Вампилове. Нам было важно наладить контакт с семьей Александра Валентиновича, к счастью, мы недавно встретились в Москве с его дочерью – Еленой Александровной. Получили ее благословение и чрезвычайно ценные архивные материалы.
Хотелось бы поблагодарить за всеобъемлющую помощь Культурный центр Александра Вампилова. Когда мы побывали там перед стартом работы над фильмом, то узнали шокирующую информацию о том, как Александр Валентинович ушел из жизни. Считается, что он утонул. Но эта версия ошибочная: Байкал его не победил. Причем реальные обстоятельства смерти Вампилова никто не скрывает. Какими они были на самом деле, можно будет узнать, посмотрев фильм.
– В 2023 году запланирована премьера третьего фильма из серии «киноинтервью», посвященного еще одному нашему знаменитому земляку, режиссеру Леониду Гайдаю. Когда она состоится?
– Даты премьеры пока нет, ориентировочно она пройдет осенью или зимой нынешнего года. Автором сценария и режиссером стала Оксана Цепилова. Буквально вчера закончена работа над сценарием, который мы хотели бы показать семье Леонида Иовича. Как и Вампилов, он не снискал славы при жизни, не получил наград на фестивалях. Почти нет интервью с ним. Он был очень закрытым человеком с фокусом на работе. Самый частый ответ на просьбу от интервью: «Я все сказал в своих фильмах». Зато как он это сделал! Спустя полвека мы воспринимаем его фильмы как одно из главных культурных событий эпохи.
Первый фильм из серии «киноинтервью» получил поддержку Фонда президентских грантов, второй – регионального министерства культуры. Третий выйдет при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Несколько дней назад мы узнали о том, что Роспатент зарегистрировал слово «киноинтервью» в качестве интеллектуальной собственности нашей кинокомпании. Мы рады и горды тем, что прошли этот путь, и у нас в русском языке появилось свое слово. Хочется, чтобы оно работало на благо нашего региона и спустя время стало таким же нарицательным, как в свое время «ксерокс», когда именем компании-первопроходца называли все копировальные аппараты.