27 июля 2023

Как Вампилов был свидетелем на свадьбе поэтов

В музейной экспозиции Центра А.Вампилова над рабочим столом драматурга фотография – на ней торжественные молодожены и свидетели. Москва, 3 января 1969 года. Жених и невеста – поэты Борис Примеров и Надежда Кондакова, студенты Литинститута. Ей нет и 20, ему – 30 лет. Справа от жениха – Александр Вампилов, приглашенный быть свидетелем.

С Примеровым Александра Вампилова познакомил, вероятно, Николай Рубцов, который жил с Борисом в одной комнате в общежитии Литинститута. К сожалению, никаких свидетельств об этом товариществе в записях Вампилова не сохранилось. А вот как вспоминает Надежда Кондакова свадебное пиршество:

«Весть о том, что Борис Примеров женится, мгновенно облетела Литинститут. И тут выяснилось, что почти одновременно с нами заявления на регистрацию брака подали ещё трое однокурсников Бориса.
Не знаю, уж кому первому пришло это в голову – устроить общую свадьбу, но тогдашний ректор Владимир Фёдорович Пименов, человек добродушный и незлобивый, эту идею подхватил и принялся воплощать в жизнь. Гостями на этой знаменитой студенческой свадьбе, был весь 4-й курс и почти весь преподавательский корпус.
Сохранилась единственная и странная фотография из загса – на ней мы с Борисом стоим, застенчивые, торжественные, растерянные, смотрим как бы в разные стороны. Справа от нас – с гривой чёрных кудрей печальный Саша Вампилов».

Пышная студенческая свадьба, участие ректора… Ничего не напоминает? Конечно, сцену из «Прощания в июне»! Хотелось бы сказать, что сюжет навеян Вампилову свадьбой Примерова и Кондаковой. Но… Пьеса была написана за три года до этого. Правда, к комедии Вампилов еще раз вернулся в 1970 году. Как знать, возможно, в новых правках появились детали, подмеченные драматургом на свадьбе поэтов из Литинститута.

 

________

Брак Кондаковой и Примерова продлится 26 лет до смерти поэта. Надежда Кондакова продолжит дело мужа по сохранению и исследованию наследия поэтов-фронтовиков. Сама она не перестала писать стихи:

* * *
 
Не ревнуй меня к прошлому,
к неуживчивой «славе»,
позабытой и брошенной
в прошлогодней канаве.
   
Было в жизни цыганское,
Да, пивала в охотку
И с Высоцким – шампанское,
И с Вампиловым – водку.
   
В неустроенном зальчике,
В переполненном зале
Мне действительно пальчики
За стихи целовали.
   
Только в этакой малости,
или в этой же многости –
и немеряно жалости,
и полно одинокости.