Мир в доме Сарафанова
В преддверии августа и дня рождения Александра Вампилова будем делиться интересными фактами о жизни драматурга, публиковать его рукописи, рисунки и малоизвестные фотографии.
Сегодня – разворот записной книжки с наброском к пьесе. Перед нами один из первых этапов работы над «Старшим сыном». Сарафанов здесь «полковник в отставке», его дочь – не Нина, а Эмма. Зато сын Вася уже с «каноничным» именем.
К новой пьесе Вампилов приступил примерно в начале 1964 года. Сюжетная основа сформировалась к 1965 году. «Женихи», «Нравоучения с гитарой», «Предместье» – такими были варианты названия пьесы о семье Сарафановых. В конце 1968 родился еще один, принципиально новый вариант произведения, который получил название «Старший сын». Но правки в текст драматург вносил вплоть до 1971 года.
Любопытно, что сейчас каноничным считается два варианта пьесы. Они отличаются в сцене встречи Бусыгина и Сильвы с Васенькой. В отдельном издании, вышедшем в Москве в 1970 году (то есть при жизни автора), Бусыгин сам объявляет себя сыном Сарафанова. Но в 1971 году, вероятно, под давлением, Вампилов «передает» инициативу Сильве.
Профессор, вампиловед Сергей Смирнов в научных комментариях к «Драматургическому наследию» Александра Вамиплова (2002) пишет, что вариант 1970 года выражает подлинную авторскую волю. То есть автором идеи обмана является Бусыгин. А как думаете вы?
UPD. Комментарий из последнего абзаца принадлежит В.С. Нарожному. Но Сергей Ростиславович Смирнов как научный редактор разделяет эту точку зрения. Приносим извинения за ошибку.