Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2013   2014   2015   2016   2017

 

21.04.2017
«Старший сын» в театре имени Ленсовета

Некогда в петербуржском театре имени Ленсовета шёл спектакль «Старший сын», поставленный Юрием Бутусовым. «Почему Вампилов? Потому что это - великолепный человеческий материал», - сказал тогда режиссёр. Спектакль выдержал сотни показов, участвовал в конкурсе «Золотая маска». Сейчас постановка уже не значится в репертуаре театра, но сохранились замечательные размышления о природе этой пьесы и её авторе.

Питерские артисты помнят этого драматурга совсем молодым парнишкой. Он приезжал с Байкала читать свои пьесы, но никто всерьез не принимал провинциала, не собирался ни печатать, ни ставить. У него не было даже денег на гостиницу, потому ночевал будущий классик на одном из диванчиков Дома актера. Теперь на доме 86 по Невскому проспекту впору водружать мемориальную доску: "Здесь жил и работал Александр Вампилов".

А через несколько лет плотину прорвало: "Провинциальные анекдоты", "Утиную охоту", "Прошлым летом в Чулимске" стали наперебой ставить не только на родине драматурга, в Иркутске, но и в главных театрах страны - от Большого драматического до "Современника" и МХАТа. Закончился вампиловский "бум" столь же резко, как и начался. Появились новые кумиры. Хотя, по мнению многих знатоков, загадка Вампилова так и осталась до конца не разгаданной. Может быть, лучше иных драматурга понял Олег Даль, сыгравший роль Зилова в фильме "Отпуск в сентябре" (недаром фильм долго не выпускали на телеэкраны как идеологически невыдержанный). В нынешнем сезоне процесс пошел вспять: в репертуаре, как по мановению волшебной палочки, вновь появились пьесы Александра Володина, Александра Вампилова, Аллы Соколовой. В этом "ретро" есть и плюсы, и минусы. Слишком много примет застойного советского времени они содержат. Что-то подлежит расшифровке, что-то легче выбросить, чем объяснить. Если же оставить все, как есть, то сюжет будет понятен в лучшем случае зрителям старшего поколения. Однако к пьесам этим тянутся, как ни странно, прежде всего молодые люди. Скажем, на Малой сцене Театра Ленсовета вампиловского "Старшего сына" играют ученики Владислава Пази, заканчивающие в этом году Академию театрального искусства.

Взрослые дети молодого человека

Лет 20 назад у Анатолия Васильева был такой знаменитый спектакль - "Взрослая дочь молодого человека". Главный герой, которого играл Альберт Филозов, упрямо не хотел взрослеть, так и оставшись для друзей и близких "вечным студентом", стилягой, фанатиком джаза. В "Старшем сыне" главный герой (в кино его играл, если помните, Евгений Леонов) не только повзрослел, но уже и о старости задумался. Хотя душой явно моложе своих детей. Он романтик, они - прагматики. Вот, собственно, и весь конфликт поколений. К сегодняшнему дню вполне приложимый. Видимо, это и вдохновило на постановку молодого режиссера Юрия Бутусова. И тут же создало трудности. Всем участникам спектакля едва за 20. Как "состарить" одного из них, чтобы сгодился на роль отца семейства - Сарафанова? Однако постановщик, известный оригинальными решениями известных сюжетов, никогда не забывает, что театр - искусство условное. Одной условностью больше, одной меньше, - какая разница. Так на возрастную роль был назначен актер, ничуть внешне не отличающийся от остальных. Играть возраст ему пришлось, абсолютно не прибегая к помощи грима и прочих характерных приспособлений. На Малой сцене, где до публики можно рукой дотянуться, это трудно вдвойне. Но о технологических трудностях зрители даже не догадались. Дмитрию Лысенкову надо было почувствовать себя старшим, влезть в шкуру человека другого поколения, который на мир смотрит иными глазами, чем его взрослеющие и готовые вылететь из гнезда дети. Большая тяжесть легла и на хрупкие плечи "детей". Они должны были признать в сверстнике "отца" и обеспечить ему надлежащий фон. Как известно, короля играет свита. Так и здесь: многое зависело от младшеньких. Они должны были стать полноценными современниками и для тех, кто сидел в зале. Действие спектакля происходило сегодня и здесь, а вовсе не во времена Вампилова. И дети Сарафанова вовсе не похожи на закомплексованных жителей провинциального предместья 1960-х. Они слушают современную музыку, танцуют сегодняшние танцы, обликом и манерами подчеркивая свою принадлежность к поколению NEXT. Как ни странно, пьеса Вампилова такому насилию не противилась. Автор уловил в разногласиях отцов и детей нечто неподвластное времени и социальной формации - конфликт тех, кто пытается сберечь обломки семейного очага, и тех, кто с юношеским максимализмом норовит его доломать.

Он играет на похоронах и танцах

По профессии Сарафанов-старший - музыкант. Держит себя непризнанным гением, играющим в филармоническом оркестре и сочиняющим симфонию. Дети подтрунивают над отцом. Для них давно не секрет, что из оркестра папу вышибли, что композитор из него никакой. Знают они, что он, как поется в песне у Макаревича, "играет на похоронах и танцах". Но не стыдятся этого. Просто не хотят лишний раз огорчать старика. Но вот в жизни семьи появляется еще один человек, назвавший себя старшим сыном Сарафанова. Шутка, розыгрыш, безобидная вроде бы мистификация. Как всегда у Вампилова, случай вдруг предъявляет ко всем участникам событий серьезные требования. Выбирать приходится уже, что называется, без дураков. Но сначала режиссеру предстояло решить, кто он - самозванец Бусыгин. Шалопай? Циник?

Когда-то Малая сцена Театра Ленсовета открывалась премьерой этой же пьесы. Тогда роль Бусыгина играл актер с безусловно положительным обаянием -- Владимир Матвеев. Сегодня Алексею Торковеру удалось уклониться от однозначности в трактовке роли. В его характере намешано всего понемножку. И когда в финале они с Сарафановым обретают друг друга, понимая, что вряд ли дело в кровном родстве, мы чувствуем, сколь принципиален этот выбор. Каждый человек в какой-то момент своей жизни заходит в тупик. Ему до чертиков надоедает играть одну и ту же мелодию. И надо, чтобы возникла хоть какая-то эфемерная соломинка, за которую стоит ухватиться, чтобы не захлебнуться в рутине и не стать обузой для близких людей. Сарафанову повезло. Он преодолел "кризис среднего возраста". Но старший сын помог и младшим: ребята (такие разные в исполнении Ивана Гарафутдинова, Лауры Лаури, Всеволода Цурило) иначе стали относиться друг к другу и к жизни. Можно предположить, что Юрий Бутусов, выбирая пьесу для постановки, чувствовал себя не только режиссером, но и педагогом. В подтексте его спектакля - "педагогическая поэма". Этот экзамен ученики выдержали.

Елена Алексеева, театр имени Ленсовета

 

 

 

Дорогие посетители сайта, гости Дома драматурга, друзья!

 

Культурный центр Александра Вампилова принимает пожертвования от всех тех, кто неравнодушен к творчеству нашего выдающегося земляка, а также к культуре и духовному развитию вообще. Все средства пойдут на то, чтобы пожелания об успехах и процветании, оставляемые в нашей гостевой книге, за счёт материальной основы всё-таки осуществлялись.

 

Мы благодарны вам. Наши реквизиты:

 

Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области «Культурный центр Александра Вампилова» (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова») 664003, г. Иркутск,   ул. Богдана Хмельницкого, 3Б

 Минфин Иркутской области  (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова», л/с 80403050032)

ИНН 3808223839 КПП 380801001

р/с 40601810500003000002

БИК 042520001 ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области

Наименование платежа: пожертвования на уставную деятельность

Директор: Галина Анатольевна Солуянова

 

 

  

 _________________________

 

 

Творческая встреча с Валерием Владимировичем Шульжиком

 

 

30 ноября в 15-00 в Литературно-театральном салоне в рамках проекта «Мастера» состоится творческая встреча с Валерием  Владимировичем Шульжиком  –  поэтом, писателем, драматургом, сценаристом,  удивительным  рассказчиком и "папой" поросёнка  Фунтика.

 

В.В. Шульжик

 

 

 

Стоимость посещения 200 рублей.

Предварительный заказ билетов по телефону (3952) 20-39-74

_________________________

 

«Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун. Выставка дизайна и оформления»

 

С 16 октября в Литературно-театральном салоне действует выставка, посвящённая творчеству Владимира Дейкуна и его сотрудничеству с Центром А. Вампилова. 

 

Выставка Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун

 

 

Стоимость посещения 100 рублей

 _________________________

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

Кутуликские друзья  

  

 

ПРИНИМАЕМ ЗАЯВКИ

 

 

 - Моноспектакль по поэзии Анны Ахматовой 

«Мне подменили жизнь»

(для зрителей старше 14 лет)

Стоимость билета 300 рублей

 

 Ахматова

 

- Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость 100 рублей

 

 

- Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

 

 В парке осенью

 

 

 

предварительная запись для групп

по телефону (3952) 20-39-74

 _____________________ 

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторская радиопрограмма Галины Солуяновой

на канале PodFm