Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2013   2014   2015   2016   2017

 

05.04.2017
Премьеры по Вампилову

«Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». В конце марта состоялись премьеры по пьесам Александра Вампилова в театрах страны. И если для одного театра задачей стал перенос действия в современность («Прошлым летом в Чулимске» во Владивостокском театре имени Горького), то для других важным было сохранить дух эпохи, описанный Вампиловым («Старший сын»  на сцене Камерного театра г.Череповец и «Утиная охота» в Вологодском театре для детей и молодёжи).

Предлагаем вашему вниманию рецензии на эти спектакли.

 

Любовь и предательство: в театре имени Горького готовят премьеру

В год 80-летия со дня рождения известного драматурга

Владивосток, вторник, 14 марта, РИА Vladnews.

В год 80-летия со дня рождения известного драматурга Александра Вампилова Приморский академический театр ставит на своей сцене одну из самых известных его пьес - «Прошлым летом в Чулимске». Как сообщает корреспондент РИА VladNews, эта постановка станет первой в целой серии спектаклей, которыми коллектив отпразднует свой главный праздник – Международный день театра.


Прошлым Летом в Чулимске - Владивосток1 Поставить пьесу Вампилова художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий пригласил известного приморского театрального деятеля – режиссера Виктора Бусаренко. И не случайно – 40 лет назад именно постановка «Прошлым летом в Чулимске» стала первым спектаклем в режиссерской судьбе Виктора Васильевича.

- Когда Ефим Семенович назвал пьесу, я согласился сразу же, - говорит Виктор Бусаренко. - Очень хотелось поработать в жанре русского психологического театра, которому был предан Вампилов. Ефим Семенович помог мне определиться и с назначением актеров на роли, и я думаю, что у нас получился отличный ансамбль, в котором сила мэтров – Владимира Сергиякова, Сергея Миллера – сочетается с юным напором молодых артистов Елены Пономаренко, Константина Суворина и опытом Яны Мялк, Ольги Налитовой, Леонида Смагина…

По словам Виктора Васильевича, жанр спектакля он определил как «Провинциальный романс» - и постановка получилась одновременно нежной и пронзительной…


Прошлым Летом в Чулимске - Владивосток - Пьесы Вампилова, - говорит режиссер, - остаются сегодня актуальными и будут оставаться таковыми еще долго. Вампилов берет очень долгосрочные проблемы и конфликты, которые за прошедшие с того времени, когда он работал, 50 лет не исчезли из нашей жизни. В своих записных книжках он обозначил главную цель своей жизни, своего творчества, ту самую сверхзадачу – хранить и преумножить человеческое в человеке. Об этом и наш спектакль, ведь сегодня, увы, уровень хамства, жестокости, агрессивности достиг в нашем обществе запредельных величин. И пьеса, которая говорит, что может быть с людьми, если они начинают жить, поставив во главу угла свой эгоизм, очень актуальна…

Не желая воплощать на сцене «советское ретро», Виктор Бусаренко перенес время действия спектакля на начало «нулевых» годов текущего века. Впрочем, по мнению режиссера, жизнь в таких вот провинциальных Чулимсках не сильно изменилась с советских времен. И сценография Вадима Колтунова это только подчеркивает: тайга наступает прямо на примету «нулевых» - шикарные железные заборы… А за ними живут все те же люди, которых терзают вечные проблемы – как остаться человеком и научиться не строить свое счастье на чужих костях…

Источник: РИА Vladnews

 

«Старший сын» сыграл премьеру

28 марта 2017, Газета «Речь»

В Череповце поселилась семья Сарафановых. Судя по аншлагу на трех премьерных показах спектакля «Старший сын» (по пьесе Александра Вампилова) на сцене Камерного театра и реакции зрителей, Сарафановы въехали шумно и поселились надолго.

Старший сын - Череповец Череповецкий «Старший сын» (16+) пропитан шестидесятыми годами прошлого века (пьеса была написана в 1967 году), когда все жили по советскому этическому кодексу, но слушали «битлов» и одевались по западной моде. В субботний день премьеры спектакля на улице светило солнце, а в фойе Камерного театра царила оттепель. Зрители, которые пришли пораньше, имели возможность вспомнить вкус советских пирожных и конфет, послушать рок-н-ролл и советскую эстраду и сделать ретромакияж.

Сцену тоже оформили в стиле ретро — все здесь, от абажура и этажерки до последней табуретки, напоминает о квартире советского человека эпохи позднего Хрущева и раннего Брежнева.

Казалось бы, зачем такая скрупулезность в воссоздании мельчайших деталей эпохи? Вероятно, без отсыла к прошлому зрители не смогли бы поверить в некоторые сюжетные ходы «Старшего сына». Кто сегодня пустит в свою квартиру в полночь двух здоровенных лбов с гитарой? Да и влюбленность в студента, которого девушка предпочла солидному военному летчику, по сегодняшним меркам показалась бы странной. Для тех, кто не смотрел одноименный фильм, напомним, что пьеса рассказывает о двух приятелях, которые оказались ночью в забытом богом городке и, дабы согреться, проникли в квартиру к Сарафановым, причем один из них представился сыном пожилого музыканта.

В спектакле занят целый ряд ведущих артистов Камерного театра. Судя по реакции зрителей на премьере, публике полюбились и стар, и млад. А именно исполнитель роли старшего Сарафанова Сергей Павлов (именно ему принадлежит идея постановки) и молодой Михаил Комарицкий, сыгравший его младшего сына. Строго говоря, у череповецкого «Старшего сына» два отца — вторым стал постановщик спектакля Олег Леваков, режиссер и актер питерского Театра имени Ленсовета. В начале 70-х годов он сыграл Сарафанова-старшего в студенческом спектакле и вложил в собственную версию много личного.

Сергей Виноградов 

Источник: Медиа-Центр

 

«Мир не прост, совсем не прост». Поразмышлять об этой непростоте приглашает новый спектакль Театра для детей и молодежи «Утиная охота»

У этой пьесы Александра Вампилова богатая и сложная сценическая история. Опубликовать ее было трудно, однако интерес к ней не угасает на протяжении четырех десятилетий – об этом говорят постановки на сценах многих театров страны и несколько экранизаций. Русских классиков XIXвека интересовала психология и судьба «лишнего человека» – незаурядной личности, не находящей себе применения. Здесь в центре внимания драматурга – личность столь же яркая, сколь и сомнительная в этическом плане. О чем же говорит нам такой герой?

Утиная охота - Вологда1 «Утиную охоту» называют самой сложной пьесой Вампилова. В постановке Бориса Гранатова это в какой-то степени провокационный спектакль. Его главному герою, Зилову, трудно сочувствовать и сопереживать, хотя он не лишен стихийного обаяния. В исполнении Виктора Харжавина Зилов импульсивен и резок, он живет играючи, ничего не воспринимая всерьез. Он без труда убеждает кого угодно в чем угодно: коллегу подбивает на подлог, начальнику сулит быстрый успех в отношениях со своей недавней любовницей, легко и вдохновенно врет женщинам. Презирая в душе своих друзей, он, тем не менее, остро нуждается в их обществе – только в противостоянии, в напряжении надрыва он чувствует себя живым. Они интуитивно «ловят» его на этой слабости и зло шутят над ним, посылая венок «безвременно сгоревшему на работе». Эта мрачная шутка заставляет его присмотреться к себе, и всё происходящее на сцене словно становится поиском ответа на вопрос: «А жив ли я?..»

Кипучая и шумная «деятельность» – и попойки с приятелями, и мимоходом возникающие и гаснущие романы, и надоевшая работа – не затрагивает Зилова по-настоящему. Поддерживает его только одно – ожидание поездки на утиную охоту. Но все прекрасно знают, что стрелять он не умеет, что дичи на охоте ни разу не добыл. В этом стремлении отчетливо звучит чеховское «В Москву! В Москву!» – мечта, единственное, что придает смысл опостылевшей жизни, но мечта несбыточная. Не случайно в финале так и остается неясным, состоится ли эта поездка…

Неослабевающая напряженность действия – заслуга всего актерского ансамбля. Чопорный начальник Кушак (засл. артист России Игорь Рудинский), трусливый подкаблучник Саяпин (Денис Долбышев), его взбалмошная жена Валерия (Яна Лихотина), простодушный Кузаков (Василий Лимонов), грубоватая и броская Вера (Надежда Старикова), наивная Ирина (Анна Терентьева) – все они создают ту среду, которая отчасти объясняет характер самого Зилова. Но особенно ярко он раскрывается во взаимодействии с двумя персонажами – женой Галиной (Екатерина Чаукина) и официантом Димой         (Александр Лобанцев). Жена – похоже, единственная женщина, к которой Зилов когда-то испытывал настоящее чувство, но и оно ушло – об этом говорит яркая, эмоционально тяжелая сцена, когда они пытаются вспомнить свое первое свидание. Диме, исполненному достоинства официанту, предстоит полностью преобразиться в охотника – и этот контраст в его характере настораживает и даже пугает.

Ритмичное чередование динамичных «массовых» мизансцен, когда перед зрителем предстают все действующие лица, с мизансценами, когда главный герой показан «крупным планом», усиливает впечатление бессмысленной житейской круговерти, из которой так трудно вырваться. Двум героиням – его жене Галине и любовнице Ирине– это удается, но мы видим, сколь острую боль они при этом испытывают. Зилову же это оказывается не под силу: «поминки» по самому себе из трагедии превращаются в мелодраму.

Многоплановость спектакля подчеркивается особым решением сценического пространства, которое разделено на две части: внизу, непосредственно на сцене, герои «по полной» проживают свою жизнь, а поднимаясь наверх, к оркестру, словно смотрят на себя же со стороны. Фразы, интонации и жесты становятся условными, один и тот же диалог звучит дважды в разных тональностях. Живой оркестр, тоже вознесенный над обыденностью происходящего внизу, усиливает ощущение условности действия. В качестве аккомпанемента запутанным отношениям героев звучат позитивные популярные мелодии 70-х –резкий диссонанс романтических ожиданий и прозаической реальности.

«Утиная охота» уже ставилась на сцене вологодского Театра для детей и молодежи в 1980-х годах режиссером Г. Николаевым. В постановке Бориса Гранатова Вампилов идет здесь в третий раз: в 1991-м им была поставлена пьеса «Прошлым летом в Чулимске», в 2011 – «Старший сын». Нынешний год – год юбилея драматурга, и в планах театра – показать новый спектакль на Международном театральном фестивале современной драматургии имени Вампилова в Иркутске.

Светлана Гришина

Источник: Cultinfo

 

 

 

 

Дорогие посетители сайта, гости Дома драматурга, друзья!

 

Культурный центр Александра Вампилова принимает пожертвования от всех тех, кто неравнодушен к творчеству нашего выдающегося земляка, а также к культуре и духовному развитию вообще. Все средства пойдут на то, чтобы пожелания об успехах и процветании, оставляемые в нашей гостевой книге, за счёт материальной основы всё-таки осуществлялись.

 

Мы благодарны вам. Наши реквизиты:

 

Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области «Культурный центр Александра Вампилова» (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова») 664003, г. Иркутск,   ул. Богдана Хмельницкого, 3Б

 Минфин Иркутской области  (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова», л/с 80403050032)

ИНН 3808223839 КПП 380801001

р/с 40601810500003000002

БИК 042520001 ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области

Наименование платежа: пожертвования на уставную деятельность

Директор: Галина Анатольевна Солуянова

 

 

  

 _________________________

 

 

«Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун. Выставка дизайна и оформления»

 

С 16 октября в Литературно-театральном салоне действует выставка, посвящённая творчеству Владимира Дейкуна и его сотрудничеству с Центром А. Вампилова. 

 

Выставка Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун

 

 

Стоимость посещения 100 рублей

 _________________________

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

Кутуликские друзья  

  

 

ПРИНИМАЕМ ЗАЯВКИ

 

 

 - Моноспектакль по поэзии Анны Ахматовой 

«Мне подменили жизнь»

(для зрителей старше 14 лет)

Стоимость билета 300 рублей

 

 Ахматова

 

- Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость 100 рублей

 

 

- Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

 

 В парке осенью

 

 

 

предварительная запись для групп

по телефону (3952) 20-39-74

 _____________________ 

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторская радиопрограмма Галины Солуяновой

на канале PodFm