Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2013   2014   2015   2016   2017

 

31.08.2016
«Драматург жизни»

13 сентября театральная общественность будет отмечать 65-летие драматурга В.П.Гуркина, автора сверхпопулярной пьесы «Любовь и голуби». В Иркутске и на малой родине драматурга в Черемхово состоится несколько праздничных событий, среди которых - II Межрегиональный фестиваль, носящий имя Гуркина, «Театральная провинция».

Завтра директор Центра Галина Солуянова отправится в Черемхово, чтобы говорить о драматурге с горожанами. Запланировано пять встреч в школах, библиотеках, Доме культуры. А 6 сентября в 11 часов в Центре А.Вампилова пройдёт Круглый стол «Драматург жизни», посвящённый творчеству В.П.Гуркина. Среди участников - филологи, библиотекари, студенты, гости из Черемхова. Гостями Круглого стола станут жена и дочь драматурга. Мы приглашаем всех ценителей драматургии Гуркина к обсуждению.

 

На днях в газете «Байкальские вести» вышла статья Арнольда Харитонова о Владимире Павловиче. Предлагаем вашему вниманию.

 

Знакомый незнакомец

29 августа, 2016

13 сентября 2016 года исполнится 65 лет со дня рождения драматурга Владимира Гуркина

Я был едва знаком с Владимиром Павловичем, но этим «едва знакомством» втайне горжусь. Помню, что нас познакомили  в старом ТЮЗе, который нынче и уже не первый год ждет реставрации. Этот невысокий плотный бородач запомнился сразу и навсегда — от него исходило обаяние таланта и незаурядности.

гуркин.jpgЗнакомство продолжалось редкими пересечениями на каких-то театральных событиях, рукопожатиями, обменами одной-двумя фразами на бегу. И только однажды удалось побеседовать довольно долго и обстоятельно. Было это в сентябре 2000 года в Москве. Мы встретились в маленьком кафе (ничего, кроме кофе, мамой клянусь!), потом долго сидели в сквере на скамейке и говорили… О чем? Да конечно, о театре. Впрочем, говорил в основном он, я слушал, иногда участвуя в разговоре репликами и вопросами. А он говорил о театре вообще и иркутском в частности с радостью, любовью, но и с болью и гневом — это было главным и единственным делом его жизни, это я почувствовал сразу и навсегда — Гуркин объяснялся в любви к театру! Он был не только откровенен со мной, полузнакомым, но даже исповедален, что редко случалось в моей жизни, переполненной знаковыми встреча.

Помнит ли Иркутск своего замечательного земляка? Конечно, его помнят коллеги, товарищи по работе, по жизни и по учебе в театральном училище. Одна из них — Галина Солуянова, директор Центра Александра Вампилова. Вот что она вспоминает:

— Давно это было — в прошлом веке, в 1967 году: ему — пятнадцать,  он из Черемхово, мне  четырнадцать, я из Китоя. Мы — студенты Иркутского театрального училища, что находилось тогда на улице Сухэ-Батора. Жили в общаге на Степана Разина, на выходные уезжали по домам, договорившись, на какой электричке, в каком вагоне встретимся на обратном пути. Возвращались после родительских откармливаний. Гурёнок (так мы его звали) занимал мне место.  Иногда мест не было, и мы стояли в тамбуре… Запомнился почему-то его плащ, делавший его стройней.

Учились, делали этюды, танцевали, музицировали… Обманывали француженку, прикрепив на спины друг другу текст в русской транскрипции. Играли какую-то сценку, а преподаватель умилялась. Сейчас про это стыдно вспоминать, а тогда…

Взрослели. По учебной программе занимали друг друга в отрывках. На третьем курсе наш мастер Борис Степанович Кондратьев взял в работу «Чайку». Треплев — Володя, Маша — я…

Доводивший наш курс к дипломному показу Владимир Израилевич Симоновский берет арбузовский «Город на заре». Володя — Белоус, я — Оксана. У обоих в дипломах по главному предмету «Актерское мастерство» — «отлично».

На выпускном курсе играем свадьбу на деньги, заработанные женихом на… покраске моста через Ангару. Вова женился на прелестнейшей Людочке Худаш.

Главреж ТЮЗа Лев Дмитриевич Титов приглашает трех выпускников — Свету Ломоносову, Володю и меня — в труппу. Ребят сразу занимают в спектакле «До свидания, мальчики», у меня — главная роль в комедии «Любовь без прописки». Наши первые ошеломительные гастроли в Томске. Мы покупаем книги и читаем, читаем, читаем.

В ТЮЗе жизнь бурлит, выпускаем до девяти премьер в сезон. Актер Гуркин плотно занят в репертуаре, я – тоже. В театре много приглашенных режиссеров. В одну из комнат общежития на Грязнова дирекция селит приехавшую из Ленинграда Ксению Владимировну Грушвицкую, которая собирается ставить «Коварство и любовь». Володе она дает роль Вурма, мне — Луизы. Общепризнанно, что спектакль вошел в золотой фонд ТЮЗа.

Так или иначе, пути наши на какое-то время расходятся. Он с семьей колесит по стране, работает в других театрах. Я ухожу из театра вовсе, уезжаю из Иркутска за мужем в Новосибирск и в первой половине 80-х учусь на очном отделении филфака в пединституте. Как-то раз вижу на афише одного новосибирского театра название «Любовь и голуби». Автор… Владимир Гуркин. На премьере, прошедшей феерично, при непрекращающемся гомерическом смехе публики, сидела зрительница, у которой ручьем текли слезы. Это была я, пораженная мощью его таланта.

Когда по второму кругу вошла в тюзовские стены, но уже в качестве руководителя литературно-драматургической части, пару раз в год летала в Москву в поисках новых пьес для так называемого портфеля театра. Каждый раз приходила к Гурятам: Вове, Люде, их детям Жене и Кате. Они жили в общежитии «Современника», с каждым моим приездом прирастая комнатами. В конце концов, Володя обзавелся маленьким кабинетиком. В коридоре можно было повстречаться с актрисой Еленой Яковлевой или драматургом Николаем Колядой. Пришло время, я стала выходить из метро не на «Чистых прудах», а на «Семеновской». «Лужок», — сказал Гуркин, — квартиру дал».

Мы не терялись, он помогал, когда я шла к осуществлению идеи Дома-музея Александра Вампилова. Давал интервью «Восточке», организовывал мне встречу со Станиславом Любшиным, у которого для спецвыпуска «Молодежки» я хотела взять интервью. Запросто знакомил меня с Ией Саввиной, Дмитрием Брусникиным, представляя как свою однокурсницу.

Сегодня его портрет висит в моем кабинете, и я продолжаю ощущать его подмогу. Как это важно для меня!».

О Владимире Гуркине рассказывает народный артист России Валерий Алексеев, начинавший в Иркутске:  

— В последнее время мы часто встречались с ним на вокзалах. В половине пятого утра в Омске, если он ехал в Черемхово. Или так же рано на станции Черемхово, если я ехал в Иркутск… У нас было много общих воспоминаний, начиная со времен «Андрюши» («Зажигаю днем свечу»), когда мы по вечерам подходили к расписанию и не знали, будем ли завтра играть, закрыли спектакль или еще продержимся. Тогда вышел «Блокнот агитатора», издание обкома КПСС, и там черным по белому было написано, что в театре поставлена антисоветская пьеса.

 
Но Володя не умел жаловаться на судьбу, не умел приспосабливаться, врать. Никогда не слышал, чтобы он осуждал кого-нибудь. Не мог он кинуть камень в другого человека. А какой гостеприимный у них был дом! И тогда, когда они жили в Москве в актерской общаге, и позже, когда получили удобную квартиру, у них с Людой гостил театральный народ: омичи, иркутяне… Всем находилось место, всем хватало тепла. Зная свой диагноз и уже пройдя курс химиотерапии, он уехал в Черемхово насовсем. Откуда начал, туда и вернулся…

Итак, товарищи помнят… А иркутяне, зрители, театралы? Вот какие сведения я обнаружил в Интернете: «Как показал последний опрос членами инициативной группы по увековечению памяти драматурга среди жителей города Иркутска, к огромному сожалению, очень мало кто что-либо знает о творчестве Владимира Гуркина. Несмотря на то что он  окончил Иркутское театральное училище, служил в ТЮЗе имени Вампилова, женился, здесь у него родился сын, здесь начинались первые пробы пера. В городе нет ничего, что бы напоминало об известном драматурге».

Из тех, кто знает Гуркина, многие считают его автором одной пьесы — «Любовь и голуби». Настало время эту несправедливость поправить.

Вот что сказал режиссер фильма по этой пьесе Владимир Меньшов:

— Великое счастье неизвестности — такое, как у Владимира Гуркина, — выпадает редкому творцу: это когда твое собственное имя прикрыто, словно обложкой, названием твоего главного произведения. «Любовь и голуби» знают все, они давно живут отдельно от своего автора — как народная песня. А ведь у Гуркина есть еще и «Плач в пригоршню» — шедевр русской драматургии, никаких сомнений. Куда хочешь ставь — между Островским и Грибоедовым или Сухово-Кобылиным.

Но  Гуркин написал еще и пьесы «Золотой человек», «Кадриль», «Риск», «Зажигаю днем свечу», «Шел медведь по лесу…»,  «Музыканты», «Саня, Ваня, с ними Римас», «Веселая вода печали». 

Кстати, «Прибайкальская кадриль» тоже ставилась неоднократно, многими театрами. В экранизации пьесы занят состав актеров, не менее талантливых, чем в фильме «Любовь и голуби», — Станислав Любшин, Любовь Полищук, Олег Табаков, Валентина Теличкина, Нина Усатова.

Если всего этого не знают даже люди театральные, земляки Владимира Павловича, — это беда. Как тут не вспомнить слова Пушкина: «Мы ленивы и нелюбопытны»?

Великое счастье неизвестности… Пожалуй, с этим можно согласиться, когда творец жив. Но тем, кто остался жить после его ухода, надо бы озаботиться сохранением памяти.

Земляки-черемховцы сделали это — открыли достойный памятник драматургу. А что же иркутяне? Инициативная группа озаботилась созданием стелы в память о Владимире Гуркине. Ее установят в 130-м квартиле. Но дело это непростое и недешевое, оно требует соучастия. Откликнитесь, люди, способные помочь!

Владимир Гуркин заслужил долгую память. Он знал, какой самоотдачи требует от своих служителей театр, знал, каков он, хлеб драматурга:

— Каждая новая пьеса — очередная авторская попытка заинтересовать, вчувствовать в предлагаемый мир миры иных людей: читателей, зрителей. И если эти иные миры через жизнь, заложенную в пьесе, начинают находить родственные мотивы своим печалям и радостям, если вдруг возникают взаимоотраженность и единство чувствований, сразу легче дышится и не так одиноко становится жить; появляется вновь надежда, что человек, как самое трагическое существо на планете, все-таки обязательно обретет свое начало — ЛЮБОВЬ. Вот такого рода круг мыслей, желаний стал причиной появления «Плача в пригоршню», да и вообще заставляет писать».

…Иркутская область явила миру немало талантливых творцов, среди них имя Владимира Гуркина звучит по праву.

Арнольд Харитонов, специально для «Байкальских вестей»

 

 

 

Дорогие посетители сайта, гости Дома драматурга, друзья!

 

Культурный центр Александра Вампилова принимает пожертвования от всех тех, кто неравнодушен к творчеству нашего выдающегося земляка, а также к культуре и духовному развитию вообще. Все средства пойдут на то, чтобы пожелания об успехах и процветании, оставляемые в нашей гостевой книге, за счёт материальной основы всё-таки осуществлялись.

 

Мы благодарны вам. Наши реквизиты:

 

Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области «Культурный центр Александра Вампилова» (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова») 664003, г. Иркутск,   ул. Богдана Хмельницкого, 3Б

 Минфин Иркутской области  (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова», л/с 80403050032)

ИНН 3808223839 КПП 380801001

р/с 40601810500003000002

БИК 042520001 ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области

Наименование платежа: пожертвования на уставную деятельность

Директор: Галина Анатольевна Солуянова

 

 

  

 _________________________

 

 

«Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун. Выставка дизайна и оформления»

 

С 16 октября в Литературно-театральном салоне действует выставка, посвящённая творчеству Владимира Дейкуна и его сотрудничеству с Центром А. Вампилова. 

 

Выставка Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун

 

 

Стоимость посещения 100 рублей

 _________________________

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

Кутуликские друзья  

  

 

ПРИНИМАЕМ ЗАЯВКИ

 

 

 - Моноспектакль по поэзии Анны Ахматовой 

«Мне подменили жизнь»

(для зрителей старше 14 лет)

Стоимость билета 300 рублей

 

 Ахматова

 

- Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость 100 рублей

 

 

- Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

 

 В парке осенью

 

 

 

предварительная запись для групп

по телефону (3952) 20-39-74

 _____________________ 

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторская радиопрограмма Галины Солуяновой

на канале PodFm