Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2013   2014   2015   2016   2017

 

15.01.2016
Три «Старших сына»

В конце прошлого года в театре «Сфера» в Москве состоялась премьера спектакля «Старший сын» по пьесе Вампилова в постановке Александра Коршунова. В интервью режиссёр ответил на ряд вопросов, связанных с этой постановкой:


- Почему вы выбрали для постановки именно пьесу Вампилова «Старший сын»?

– Мне всегда нравилась эта пьеса. Жаль, что в театре «Сфера» никогда не шли пьесы Вампилова, хотя именно здесь впервые в России поставили Булгакова, Набокова и Пастернака. Мне кажется, в этом есть какое-то упущение, потому что Вампилов – очень близкий нам автор. Он говорит в своих пьесах о подлинном родстве душ, о человеческих связях, о том, что делает нас людьми.

- Но ведь «Старшего сына» не раз ставили в театре, по пьесе снят прекрасный фильм, в котором сыграли Евгений Леонов и Николай Караченцов.

–Я считаю, что Вампилов, его «Старший сын» – это классика, и многое в этой пьесе еще не раскрыто. Это касается и трактовки ролей, и каких-то моментов действия. Например, Вампилов вовсе не хотел, чтобы Бусыгин, который приходит в дом Сарафанова и объявляет, что он его сын, был с самого начала всем понятным, положительным персонажем.

– Но об этом же объявляет не Бусыгин, а его приятель, гитарист Сильва.

– В ранних редакциях пьесы это говорит сам Бусыгин. Но в таком варианте «Старшего сына» не пропускала цензура, нужен был «положительный герой», и тогда Вампилов передал эти слова Сильве. Бусыгин поначалу был иным. Ведь в своей записной книжке Вампилов делает о нем такую пометку: босяк, фаталист, озлоблен. И очень важно, что идея этой мистификации принадлежит именно Бусыгину. Поэтому вторую картину первого действия мы взяли в подлинно вампиловском варианте. Бусыгин – сложный человек. Не случайно он говорит о себе: «Тонкая душевная организация всегда выходит боком». И он не случайно проводит такой «эксперимент» с Сарафановым. Он рассуждает примерно так: почему бы этому человеку не пострадать вместо моего родного отца, которого я даже не знаю. Что в этом такого? Но Бусыгин меняется. В доме Сарафанова он находит то, чего ему на самом деле очень не хватало и сам становится катализатором изменений в этой семье, спасает ее и возвращает к жизни. У Вампилова в основе пьес часто бывает почти сказочная ситуация, и благодаря этому завязываются какие-то потрясающие отношения.

Кроме того, Вампилов – автор тонкой и трепетной душевной природы. Чтобы его играть и ставить, нужен особый душевный склад. Знаете, что он сказал режиссеру Александру Товстоногову о том, как следует понимать его пьесу «Прощание в июне»? «Ты понимаешь… Предположим, ты придумал лекарство от рака. Донеси его до людей, но… Но не расталкивай женщин и детей». В этом весь Вампилов, все его пьесы построены на таких вещах.

 

На другом конце нашей огромной страны тоже звучат знакомые реплики Бусыгина, Сарафанова и всех остальных героев пьесы «Старший сын». «Несомненная удача. На нашей сцене – пьеса А.Вампилова» - так озаглавлен материал «Аиф-Магадан». Читаем.


Ее ставили в каждом театре страны. Более 40 лет назад такой спектакль появился и в афише Магаданского театра.
И вот новая постановка на нашей сцене - в режиссуре Дмитрия Павлова. Премьера «Старшего сына» состоялась 27 и 28 ноября, и оба премьерных спектакля стали аншлаговыми.

Актуальность материала, на мой взгляд, очевидна и сегодня. На протяжении всей пьесы Вампилов подводит нас к мысли о том, что иногда чужие люди становятся нам ближе и роднее, чем кровные родственники.

К слову, как и в предыдущих спектаклях, Дмитрий Павлов, помимо постановки, выступил и сценографом, и музыкально оформил спектакль. Сценография совсем не вычурна - разъехавшиеся оконные рамы означают разлад в семье уволенного музыканта Сарафанова, душевное неравновесие и отсутствие тепла. А вот рамы соединились в нормальное целое окно, и получился Дом. Дом, в котором тебя всегда ждут, откуда бы ты ни возвращался.

Красиво решена сцена боя с подушками у молодых главных героев (Владимир Диль и Екатерина Бондаренко), когда с неба сыпется и сыпется «пух», и никого нет вокруг этих влюбленных, только они вдвоем, сидящие на полу, выхваченные лучом света. И, кажется, что это будет длиться бесконечно, как сама любовь… Как заводной рок-н-ролл в исполнении всех актеров в 1-м и 2-м актах…

ЧИТАЙТЕ ВАМПИЛОВА
Как удачно режиссер подобрал музыку! Она объясняет чувства и героев, и зрителей, многократно усиливая эмоции. А песня Булата Окуджавы в финале «Дежурный по апрелю» дарит огромную радость бытия, надежду на просвет в сложных отношениях вампиловских героев, да и нашей собственной жизни, ведь мы ничем не отличаемся от этих простых людей.

И совсем не случайно в Год литературы Дмитрий Павлов обратился именно к классике. Она и вечна, и всегда актуальна. Да, очень любопытное прочтение Вампилова.

- У вас в спектакле сразу два Кудимовых (Александр Тарасюк, Игорь Смирнов), которые играют в гротесковом направлении. Это «настоящее» и «будущее» главной героини? - задаю вопрос режиссеру.

- Это выбор Нины, та жизнь, которая ее ожидает. Вот такого мужа, бравого пилота, получит она, у которого «первым делом самолеты». Это утрированное решение. Ведь трагедия в том, что жизнь с этим летчиком-женихом будет идеальна, упорядочена, но в ней не будет главного - любви.

- Если сравнить с предыдущими спектаклями, сцена у вас одета снова очень лаконично. Такая задумка?

- Я не увидел необходимости в этом спектакле городить целые павильоны, тем самым ограничивать зрителя в его восприятии. Пусть он сам домысливает, дорисовывает, и свою жизнь тоже.

- Да, при всем минимализме в сценографии создается ощущение того, что зритель находится внутри дома Сарафанова. А что вы можете сказать о работе молодых актеров? Справились ли они с задачей?

- Материал, действительно, не простой, и молодые актеры справились достойно.

Мы репетировали без малого три месяца. Не сразу сформировался этот актерский состав. Были пробы, рокировки, снова пробы.

- А правда ли, что почти на каждой репетиции героя Владимира Диля обливали водой из ведра?

- Да нет, это действие было обнаружено в ходе репетиций уже давно, а вот эффект самого фокуса стал проверяться из гуманного отношения к актеру уже на генеральных прогонах.

- Вам понравилась реакция зала?

- Зал реагировал хорошо, тонко, внимательно. Видно, что зритель чувствовал эту историю и очень тепло принимал спектакль.

ДЕБЮТЫ И АКЦЕНТЫ

В спектакле дебютировали новые актеры драмы, которыми труппа пополнилась в этом сезоне. Это Владимир Мунько (Васенька), Иван Синицын (Сильва), Екатерина Бондаренко (Нина) - они приехали в наш театр после окончания Дальневосточного института искусств. Роль Сарафанова - одну из главных в спектакле - исполнил Виталий Стратичук, приехавший к нам из Санкт-Петербурга. Для него это был тоже премьерный дебют на нашей сцене.

- Роль Сарафанова очень объемная, впрочем, у Вампилова все роли в «Старшем сыне» интересны и глубоки по содержанию, - поделился артист с корреспондентом «АиФ-Магадан». - И меня, как отца двоих уже взрослых детей, не могла оставить эта роль равнодушным. Ну, а как актера, разумеется, меня не может не трогать вообще драматургия Вампилова.

- А как вы чувствуете себя в этой роли? Вам она близка или вы еще ищете этот образ?

- В разговорах с режиссером Дмитрием Павловым появился азарт, и мне стало любопытно поработать над этой ролью и в этом спектакле. Стал думать об образе и обнаруживать разные черты характера. Постепенно стала проявляться и роль, и сам человек. Начни тут режиссер специально «выявлять характер» и «ставить акценты» - все было бы искусственно. Так что все собиралось по мелочам, осторожно и вдумчиво, с уважением и вниманием к автору. На «едином дыхании» ничего нельзя сыграть. Надо возвращаться, переделывать, двигаться дальше - то легче, то труднее. Так что чуда здесь нет, а есть кропотливая работа и труд.

- Как вам наша публика?

- Публика в Магадане, я убедился, открыта, искренна и не скупа на эмоции.

Профессор кафедры русской филологии и журналистики Северо-Восточного государственного университета и театрал с большим стажем Елена Гоголева с удовольствием поделилась впечатлениями с «АиФ-Магадан»:

- После долгого периода отсутствия значимых спектаклей налицо несомненная удача театра.

Прежде всего хочу отметить роль Сарафанова (Виталий Стратичук). Очень органичен Валерий Бунякин, тонок и колоритен в трагикомическом рисунке образа. Радует и наличие молодых сил. Яркой получилась фарсовая роль Сильвы (Иван Синицын). Перспективен Владимир Мунько. Женские роли, к сожалению, заметно слабее.

В этой комедии, вообще, очень сильны фарсовые моменты, и, на мой взгляд, это оправданно. Было очевидно, что магаданский зритель острее всего реагирует на фарс.

Режиссер имел право осовременить пьесу Александра Вампилова, и это выразилось не только в одежде молодых героев, но и в ностальгических комбинациях любимых старых мелодий и вечных психологических проблем человека, а также в соединении драматических и комических трактовок знаменитой пьесы.
Еще раз поздравляю драму с удачей!

КОРИФЕИ ТЕАТРА
После первого премьерного спектакля, когда аплодисменты перешли в овации, зрителей ожидало еще одно приятное событие. Председатель Магаданского отделения Союза театральных деятелей Римма Захарова (которая, к слову, сама в этом году отмечает 25-летие театральной деятельности в нашем театре) поздравила с памятными датами своих коллег по сцене, вручив им букеты цветов.

50 лет на сцене заслуженная артистка ЧИАССР Светлана Михайлова, 40 лет - заслуженный артист России Валерий Бунякин, 40 лет именно в Магаданском театре - балетмейстер Юрий Абрамов, 35 лет театральной деятельности отмечает заслуженный артист России Аркадий Касацкий. Члены СТД пожелали молодым актерам удачи в этой сложной профессии.
На мой взгляд, на этот спектакль нужно приводить и школьников старших классов, и студентов, и всех своих знакомых и друзей. Поверьте, три часа отдыха и счастья вам гарантированы!

 


И, наконец, о третьем «Старшем сыне» говорится в связи с  одним из основателей Мелиховского театра «Чеховская студия», заслуженным артист России Юрием Голышевым, для которого особое место среди сценических героев занимает Андрей Григорьевич Сарафанов из спектакля «Добрый вечер, папа!». Эту роль режиссер Владимир Байчер «подарил» замечательному артисту в честь его 70-летия.


При всем уважении к виденным в других театрах спектаклям по этой пьесе и даже известному фильму признаюсь: я впервые увидел в его Сарафанове настоящего мужчину, бойца! Его доброта, мягкость и даже кротость в отношениях с детьми, не мешает ему быть человеком с обострённым чувством собственного достоинства и чести. Иначе и быть не могло: ведь он – участник войны, капитан-артиллерист! (Странно, но факт: эту важную деталь биографии героя прежние постановщики почему-то никогда не замечали). Сарафанов Юрия Голышева, конечно, старается не афишировать свое незавидное положение, но вовсе не конфузится, когда при всем честном народе «оглашается» информация о том, что он играет на похоронах и танцах. Он вовсе не считает это чем-то зазорным, более того, относится к этому как к некоему долгу и даже миссии! И то, что он уже десятки лет пишет «то ли кантату, то ли ораторию» под названием "Все люди - братья", и за эти годы написал всего лишь одну страницу, вовсе не свидетельствует о его бездарности или лени. Просто этот человек очень серьёзно относится к своему сочинению и чрезвычайно требователен к себе. Он говорит своему «лжесыну» Володе: «На многое я не замахиваюсь, нет, мне надо завершить одну вещь, всего одну вещь! Я выскажу главное, только самое главное! Я должен это сделать, я просто обязан, потому что никто не сделает это, кроме меня, ты понимаешь?» Наверное, Сарафанов Юрия Голышева в глубине души чувствует, что Бусыгин - не его сын. Но отгоняет эти мысли и продолжает верить подобно пушкинскому герою, который "сам обманываться рад". Когда выясняется, что настоящие дети его покидают, в нём возрождается крепкий, суровый мужик с твёрдым характером, бывший вояка-артиллерист, кавалер нескольких боевых орденов, который в своей жизни никогда не пасует перед трудностями! Патетический, щемящий, но по-мужски сдержанный финал спектакля под праздничный салют Победы и марш «Триумф победителей» становится данью памяти всем таким сарафановым - маленьким людям с большой душой.

По материалам «Новых известий», «АиФ-Магадан» и «Агенства новостей Подмосковья»

 

 

 

Дорогие посетители сайта, гости Дома драматурга, друзья!

 

Культурный центр Александра Вампилова принимает пожертвования от всех тех, кто неравнодушен к творчеству нашего выдающегося земляка, а также к культуре и духовному развитию вообще. Все средства пойдут на то, чтобы пожелания об успехах и процветании, оставляемые в нашей гостевой книге, за счёт материальной основы всё-таки осуществлялись.

 

Мы благодарны вам. Наши реквизиты:

 

Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области «Культурный центр Александра Вампилова» (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова») 664003, г. Иркутск,   ул. Богдана Хмельницкого, 3Б

 Минфин Иркутской области  (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова», л/с 80403050032)

ИНН 3808223839 КПП 380801001

р/с 40601810500003000002

БИК 042520001 ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области

Наименование платежа: пожертвования на уставную деятельность

Директор: Галина Анатольевна Солуянова

 

 

  

 _________________________

 

 

«Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун. Выставка дизайна и оформления»

 

С 16 октября в Литературно-театральном салоне действует выставка, посвящённая творчеству Владимира Дейкуна и его сотрудничеству с Центром А. Вампилова. 

 

Выставка Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун

 

 

Стоимость посещения 100 рублей

 _________________________

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

Кутуликские друзья  

  

 

ПРИНИМАЕМ ЗАЯВКИ

 

 

 - Моноспектакль по поэзии Анны Ахматовой 

«Мне подменили жизнь»

(для зрителей старше 14 лет)

Стоимость билета 300 рублей

 

 Ахматова

 

- Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость 100 рублей

 

 

- Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

 

 В парке осенью

 

 

 

предварительная запись для групп

по телефону (3952) 20-39-74

 _____________________ 

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторская радиопрограмма Галины Солуяновой

на канале PodFm