Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2013   2014   2015   2016   2017

 

04.06.2015
Лунное притяжение

lapin_bf Борис Федорович Лапин (5 сентября 1934, г. Иркутск – 4 июня 2005, г. Иркутск) — писатель, киносценарист, редактор, член Союза писателей СССР (1973). Он учился на филологическом факультете Иркутского университета в одно время с Александром Вампиловым, окончил его в 1957. Работал сценаристом, редактором, потом главным редактором Восточно-Сибирской студии кинохроники. В 1974—1979 был главным редактором журнала «Сибирь».

Прозаик, автор повестей и рассказов на темы сибирской жизни и произведений в жанре фантастики, свой первый рассказ Лапин опубликовал в 1952 в газете «Советская молодёжь». Его первые стихи появились в сборнике «Молодая Ангара» (1955).

В середине 1960-х годов писатель обратился к жанру научной фантастики. Первая фантастическая публикация — рассказ «Мы встретимся здесь завтра» в первой книге писателя «Сын своего отца» (1964). Фантастические произведения автора составили сборники «Кратер Ольга» (1968), «Под счастливой звездой» (1978), «Первый шаг» (1985), «Ничьи дети» (1985).

Споры вызвала фантастическая повесть Лапина «Первая звёздная» (1973; др. — «Первый шаг»), рассказывающая о полёте в космос «звёздного ковчега», на котором сменяются поколения и который, как выясняется, оказывается всего лишь имитацией звёздной экспедиции — экспериментом над не знающими этого людьми. Особое возмущение критиков вызвал тот факт, что автор относится к подобному эксперименту вполне положительно.

В 1990-е годы писатель вновь вернулся к реалистической прозе, написав несколько детективов («Окнами в тайгу», серия «Дела и дни Аркадия Старухина»), лирическую повесть «Любовь-разлука, северный вариант», а также воспоминания о В. П. Астафьеве. В 2004 году Лапин опубликовал книгу «Рассоха», в которую вошли его повести и рассказы о современной сибирской жизни.

По сценариям Лапина снято несколько хроникальных и документальных фильмов. Кроме того, по его рассказу «Разноцветье-разнотравье» создан художественные фильм «На берегу большой реки» (1980), а по рассказу «Клавдюшка» — «Гарем Степана Гуслякова» (1990).

 

Энциклопедическая справка Иркипедия.ру 

 

 «ЛУННОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ»

Отрывок рассказа

 

Громыхнул телефон. Ольга взяла трубку. Незнакомый взволнованный голос спросил:

 - Квартира   Шипулина?  Извините,  пожалуйста,  у  вас  нет  случайно Гришаева?  Это дежурный института, с ног сбился, весь город обыскал, тут у нас ЧП...

- Чего ради у нас  будет  Гришаев?  -  насмешливо  ответила  Ольга  и положила трубку.

     - Кто это? - спросил Гришаев, потягиваясь.

     - Из института, дежурный. Вас что, всегда у женщин ищут?

     - Случилось что?

     - Какое-то ЧП.  С ног, говорит, сбился, вас разыскивая. ЧП - что  это может быть? Луна?

     - Не знаю, возможно.  Ваш сумасшедший муж на все способен. Ладно,  до свидания. Узнаю - сразу позвоню.

     Дверь за ним закрылась.  Она  нервно  принялась  ходить  по  комнате. Тревога не унималась.  С маленькой фотографии на столе  грустными  глазами смотрел на нее Шипулин.

     ...Она была студенткой четвертого курса, когда судьба столкнула ее  с Шипулиным.  Он читал курс общей теории космонавтики, а для  нее  это  были дебри.  Вообще она попала в институт случайно - не хотелось расставаться с одним очень славным парнем, который не мыслил жизни без  этого  института. Прежде она как-то не замечала придирчивого и остроязыкого  профессора,  но когда дважды он попросил ее с экзамена, пришлось  задуматься.  Дело  пахло отчислением, это было бы глупо после  четырех  лет  учебы.  Одна  подружка посоветовала: <А ты, Олька, очаруй  его,  используй  последний  шанс.  Тем более старый холостяк.  Вот прямо  сейчас  и  шагай  к  нему  домой.  Чего теряться!>

 И она пошла.  Три вечера, забывая о времени, он  рассказывал  ей  про космонавтику.  Это было захватывающе, поначалу она даже увлеклась и вполне сносно научилась разбираться в основных вопросах.  Она выкарабкалась, зато он <влип> - трогательно и безнадежно.  Вскоре она  почувствовала,  что  не сможет  бросить  его,  что  нужна  ему,  что  этот  насмешливый,   никаких авторитетов не признающий человек, гроза ортодоксов, надежда науки,  вдруг превратится в ничто, перестанет существовать как личность, если она скажет ему <нет>.  И она сказала <да>, тем более что роман со студентом не  сулил ничего перспективного.  Правда, Шипулин был почти  на  двадцать  пять  лет старше ее и часто прихварывал, но  она  по-своему  любила  его,  а  скорее жалела. И она стала его женой.  Все  эти  годы  она  в  меру  своих  сил  и  способностей   исполняла обязанности жены большого ученого и большого чудака, но при  нем  все-таки чувствовала себя  словно  на  экзамене,  а  настоящей  жизни,  такой,  как хотелось, не было. Но вот в последнее время к ней зачастил Гришаев...

     В шесть  она  включила  радио.  В  последних  известиях  ни  о  каком космическом ЧП не было ни слова,  но это еще ничего не значило. Передавали легкую музыку, потом урок гимнастики. Гришаев не звонил.  Без  десяти  восемь  раздался  звонок  в  прихожей.   Она    открыла. Неизвестный человек спросил строго:

     - Товарищ Шипулина, Ольга Владиславовна?

     - Да, это я.

     - Распишитесь.

     Она машинально расписалась.  Прежде чем  разорвать  конверт,  села  в

кресло: руки и ноги не слушались.  В конверте лежала  маленькая  хрустящая

бумажка под копирку.

                                ДЛЯ ПЕЧАТИ

          6 мая в 23 часа 07 минут по московскому времени в  районе  работ Шестой Лунной научной  экспедиции  на  Луне  зафиксирован  взрыв  большой мощности.  Причины взрыва пока не установлены.  Связь  с  Шестой Лунной экспедицией  временно  прервана.  Если  в  течение         двадцати четырех часов связь не  будет  восстановлена,  на  Луну  отправится  специальная  спасательная  экспедиция,  которая    в  настоящее время готовится к старту.     

                                              Президиум Академии наук

 

     <Специальная спасательная... специальная спасательная...  -  твердила Ольга, выронив сложенный вдвое листок. - Взрыв большой мощности... Гришаев сказал бы: <Опять ваш авантюрист>. И почему они считают его счастливчиком, которому все всегда удается, все сходит с рук? Лишь она, одна  она  знает, сколько ночей просидел он над расчетами, сколько дум  передумал,  каких-то недоступных ей мучительных дум! Как терзался наедине с собой перед  каждым <безрассудным шагом>!  А его  самоуверенность,  лихачество,  насмешечки  - только  видимость,  чтобы  воодушевить  других,  чтобы все,  до последнего буровика, поверили в удачу. Не потому ли удача следовала за ним всю жизнь? Нет,  они  попросту  не  знали  его!  И теперь,  возможно,  уже никогда не узнают...  Но если там  действительно  что-то  произошло,  Шипулина  могла погубить не <авантюра> - только случайность...>

     Прошло сколько-то времени, прежде чем позвонил Гришаев.

     - Оля, читали? - спросил он.

     - Читала. Что это может быть?

     - Черт его знает! Ваш  старик  всегда  выкинет  какую-нибудь  штучку. Авантюры - его амплуа. Помните, просил повлиять, чтобы чаще советовался?

     - Влияла.

     - И что?

     - Обещал.

     - Обещал! Ну а вы как?

     - Ничего, держусь.

     - Ладно, Оля, молодец.  В общем, я  думаю,  ничего  страшного.  Самое страшное - он мне все  планы  сорвал.  Горит  мой  институт  из-за  вашего Шипулина. Да, я вам вчера еще не все рассказал. Не против, если заскочу на часок?

     - Против.

     - Что?!

     - Против.

     - Ах вон оно что! Отпеваете старика? Ну-ну, валяйте!

     - Нет, не отпеваю. Думаю.

     Она положила трубку.  Под ногами хрустнули  осколки  разбитого  ночью бокала.  Хотелось схватить пылесос, тряпку,  швабру  -  и  мыть,  чистить, скрести, оттирать все вокруг. И прежде всего себя. Но Ольга упала в кресло и закрыла глаза.

 

 

 

 

 

 

Дорогие посетители сайта, гости Дома драматурга, друзья!

 

Культурный центр Александра Вампилова принимает пожертвования от всех тех, кто неравнодушен к творчеству нашего выдающегося земляка, а также к культуре и духовному развитию вообще. Все средства пойдут на то, чтобы пожелания об успехах и процветании, оставляемые в нашей гостевой книге, за счёт материальной основы всё-таки осуществлялись.

 

Мы благодарны вам. Наши реквизиты:

 

Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области «Культурный центр Александра Вампилова» (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова») 664003, г. Иркутск,   ул. Богдана Хмельницкого, 3Б

 Минфин Иркутской области  (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова», л/с 80403050032)

ИНН 3808223839 КПП 380801001

р/с 40601810500003000002

БИК 042520001 ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области

Наименование платежа: пожертвования на уставную деятельность

Директор: Галина Анатольевна Солуянова

 

 

  

 _________________________

 

 

Творческая встреча с Валерием Владимировичем Шульжиком

 

 

30 ноября в 15-00 в Литературно-театральном салоне в рамках проекта «Мастера» состоится творческая встреча с Валерием  Владимировичем Шульжиком  –  поэтом, писателем, драматургом, сценаристом,  удивительным  рассказчиком и "папой" поросёнка  Фунтика.

 

В.В. Шульжик

 

 

 

Стоимость посещения 200 рублей.

Предварительный заказ билетов по телефону (3952) 20-39-74

_________________________

 

«Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун. Выставка дизайна и оформления»

 

С 16 октября в Литературно-театральном салоне действует выставка, посвящённая творчеству Владимира Дейкуна и его сотрудничеству с Центром А. Вампилова. 

 

Выставка Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун

 

 

Стоимость посещения 100 рублей

 _________________________

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

Кутуликские друзья  

  

 

ПРИНИМАЕМ ЗАЯВКИ

 

 

 - Моноспектакль по поэзии Анны Ахматовой 

«Мне подменили жизнь»

(для зрителей старше 14 лет)

Стоимость билета 300 рублей

 

 Ахматова

 

- Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость 100 рублей

 

 

- Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

 

 В парке осенью

 

 

 

предварительная запись для групп

по телефону (3952) 20-39-74

 _____________________ 

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторская радиопрограмма Галины Солуяновой

на канале PodFm