Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2013   2014   2015   2016   2017

 

27.01.2014
Час Ахматовой

В Культурном центре А. Вампилова поставили моноспектакль к 125-летию поэта

 
 
 

Автор: Наталья МУСТАФИНА

Голос одного из великих поэтов России Анны Ахматовой зазвучал в Иркутске. Моноспектаклем «Мне подменили жизнь», приуроченным к 125-летию классика, Культурный центр Александр Вампилова открыл Год культуры в Приангарье.

И хотя премьера состоялась 14 января, все последующие спектакли проходят с аншлагами. Живое слово уже нашло отклик в сердцах десятков иркутян, многие зрители заново перечитывают ахматовские строки, открывая мир женщины, ставшей еще при жизни легендой.

Исполнительница главной роли Галина Солуянова, а по совместительству директор Культурного центра Александра Вампилова, с восторгом рассказывает о новогоднем чуде, когда работники центра получили известие, что министерство культуры и архивов Иркутской области берется за финансирование моноспектакля. Режиссером постановки выступил Валентин Зверовщиков, который сегодня работает на Камчатке, но часто сотрудничает с иркутскими театрами. Сценарий написала заведующая литературной частью ТЮЗа им А. Вампилова Лина Иоффе. Автор художественной концепции литературного вечера – дизайнер Владимир Дейкун. После премьеры мы попросили Галину Солуянову рассказать читателям «Областной» о ярких моментах работы над моноспектаклем, поделиться планами на будущее.

– В прошлом вы актриса ТЮЗа. Но вот уже как 33 года не играете на сцене. Что вас заставило сделать это сейчас? Почему решили вернуться на театральные подмостки в роли Ахматовой?

– Про Анну Андреевну говорят, что она дала «книгу женской души». Наверное, нет сердца, в первую очередь женского, которое бы не взволновала ахматовская лирика. Ее строки – это исповедь женщины, пережившей много горя, страданий, унижений, гонений, лишений. Но вместе с тем она показала пример стойкости духа, никто и ничто не смогло сломить ее непоколебимую веру в свой народ. Поэзия Ахматовой – иногда тихая, мелодичная, ласкающая слух, а порой скорбная, надрывная или, наоборот, протестующая, призывающая к действию.

Во время одной из поездок в Санкт-Петербург я была в Фонтанном доме, где Анна Андреевна провела самые трудные годы, откуда ходила искать арестованного и без вести пропавшего на долгие годы единственного сына – Льва Гумилева. Она ходила на набережную Невы, подолгу смотрела на Кресты, тюрьму на другом берегу Невы, где содержались «враги народа». Потом я посетила ее могилу в Комарово. Вот так я постепенно погружалась в атмосферу ее жизни, творчества. И возникло желание поставить спектакль о ее непростой судьбе, с размышлениями о предназначении поэта. Давним поклонником творчества поэта оказался и Валентин Зверовщиков, который поставил на сцене Культурного центра Александра Вампилова спектакль по рассказу драматурга «Солнце в аистовом гнезде». Оказывается, он всю жизнь мечтал сделать постановку «Реквиема» Ахматовой. И наши мечты стали реальностью.

– Когда начались репетиции? Сразу ли нашли общий язык с режиссером?

– Репетировать мы начали 6 января, а 14 января состоялась премьера. Но этому предшествовала долгая переписка по электронной почте с Валентином Васильевичем. На мой взгляд, он один из лучших провинциальных режиссеров. Причем я говорю слово «провинциальный», не умаляя его профессиональных достоинств, ведь именно глубинка отличается чистотой помыслов. Конечно, у нас не все гладко было на репетициях, возникали споры. Иногда меня захлестывали слезы, я не могла говорить. Но режиссер мягко вел свою линию. С другой стороны – хотя я и говорю словами Ахматовой, но в них отражено и мое взаимоотношение с миром. Выходя к зрителю со словами из автобиографии поэтессы «Дорогие мои сограждане! Мы переживаем тяжелые дни, но мы должны помнить, что с нами вся наша земля, все ее люди», – я говорю это не столько про 1941 год, сколько про сегодняшний день, про нашу культуру, которая сегодня тоже переживает трудные времена.

– Погружаясь в атмосферу жизни и творчества поэтессы, что вы читали, смотрели?

– Преимущественно я пользовалась рассказами Анатолия Наймана, он последние три года был ее литературным секретарем. У него я почерпнула много нюансов, на основе которых был сформирован образ Анны Андреевны. Если говорить о прочтении Ахматовой другими актрисами, то поначалу я боялась смотреть ту же Аллу Демидову или Светлану Крючкову или Алису Фрейндлих. Но когда посмотрела записи с их выступлениями, то не согласилась ни с одной трактовкой. Каждый любит свою Ахматову.

– Вы наверняка знаете о книге «Анти-Ахматова», где автор в негативном свете показывает многие факты из жизни классика. Это издание как-то повлияло на ваше мнение об Ахматовой?

– Саму книгу я не читала, но слышала много отзывов о ней. Понимаете, о каждом можно собрать много негатива. У кого из нас нет грехов? Та же Марина Цветаева была вынуждена оставить младшую дочь в приюте, где ребенок умер. Но от этого ее поэзия не утратила актуальности, интерес к ней не угасает десятилетия. Или Вампилов – он не был идеальным человеком. Но его пьесы согревают души уже не одного поколения. И аншлаги у нас, потому что люди идут к Анне Ахматовой, в ее стихах и красота, и народная мудрость, и бескомпромиссность убеждений, и жизнелюбие, и верность идеалам добра и справедливости.

– А что нового вы открыли для себя в Ахматовой, чего раньше не знали?

– Я никогда не знала, что Анна Андреевна провела в вечных скитаниях, у нее не было собственного угла. В рассказах Наймана есть ее реплика: «Я всю жизнь писала на коленке, на краешке тумбочки». Лишний раз понимаешь, насколько несправедлива, даже жестока Россия к своим гениальным детям, не получившим признания при жизни, это и Вампилов, и Есенин, и Рубцов, и многие другие. Именно тема бездомного поэта стала главной при создании декораций. Действие спектакля разворачивается на фонте трех букв «А» – Анны Андреевны Ахматовой. Изначально у нас не было ничего, кроме этих букв. Но потом режиссер и художник все-таки решили дополнить пространство реквизитом: книгами, настольной лампой, мольбертом с портретом поэтессы, яблоками. Много споров было по поводу моего костюма. С одной стороны – величественную стать яркой звезды «Серебряного века» увековечил итальянский художник Модильяни. С другой стороны – на фотографиях позднего периода жизни Ахматовой лейтмотивом ее образа становится оренбургский платок. Мне удалось найти платье с мотивами начала XX века, а мои плечи покрыла белая шаль.

– Почитатели творчества Анны Андреевны живут не только в Иркутске. Смогут ли жители других городов его увидеть?

– Думаю, что в течение года в нашем центре будет идти этот спектакль. Кроме того, есть желание показать его жителям Приангарья. Я уже вижу, что этот проект получил широкий отклик у публики. Информацию о наших планах и возможных гастролях можно будет узнать на сайте www.vampilov-irk.

 

«Областная газета», 24.01.2014

 

 

 

Дорогие посетители сайта, гости Дома драматурга, друзья!

 

Культурный центр Александра Вампилова принимает пожертвования от всех тех, кто неравнодушен к творчеству нашего выдающегося земляка, а также к культуре и духовному развитию вообще. Все средства пойдут на то, чтобы пожелания об успехах и процветании, оставляемые в нашей гостевой книге, за счёт материальной основы всё-таки осуществлялись.

 

Мы благодарны вам. Наши реквизиты:

 

Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области «Культурный центр Александра Вампилова» (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова») 664003, г. Иркутск,   ул. Богдана Хмельницкого, 3Б

 Минфин Иркутской области  (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова», л/с 80403050032)

ИНН 3808223839 КПП 380801001

р/с 40601810500003000002

БИК 042520001 ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области

Наименование платежа: пожертвования на уставную деятельность

Директор: Галина Анатольевна Солуянова

 

 

  

 _________________________

 

 

«Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун. Выставка дизайна и оформления»

 

С 16 октября в Литературно-театральном салоне действует выставка, посвящённая творчеству Владимира Дейкуна и его сотрудничеству с Центром А. Вампилова. 

 

Выставка Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун

 

 

Стоимость посещения 100 рублей

 _________________________

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

Кутуликские друзья  

  

 

ПРИНИМАЕМ ЗАЯВКИ

 

 

 - Моноспектакль по поэзии Анны Ахматовой 

«Мне подменили жизнь»

(для зрителей старше 14 лет)

Стоимость билета 300 рублей

 

 Ахматова

 

- Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость 100 рублей

 

 

- Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

 

 В парке осенью

 

 

 

предварительная запись для групп

по телефону (3952) 20-39-74

 _____________________ 

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторская радиопрограмма Галины Солуяновой

на канале PodFm