Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019

 

24.11.2014
Иркутск глазами «Князя живописи»

Великолепный подарок Дому драматурга сделал заслуженный артист РФ, актёр Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Александр Булдаков. Это - картина выдающегося иркутского художника Бориса Десяткина, которая была написана в 1986 году. 

Десяткин. Иркутск

 

 

 

Князь живописи. Памяти художника Бориса Десяткина

Автор: Вера ЛАПИНА

 

Два друга, два ровесника, они родились и выросли художниками. Борис Десяткин учился в Иркутском художественном училище, закончил его в 1974 году. Тонко чувствуя неустроенность нашей жизни, пишет впервые фантастические работы. Всё пополам - небеса, земля, и он сам проводит черту между мечтой и реальностью.

 

Володя Лапин приехал в Иркутск в 1992 году будучи уже профессиональным художником, живописцем. Оказались по воле судьбы в одном городе, чуть ли не на одной улице Борис Десяткин и Владимир Лапин. Художники высокого уровня, они сошлись и срослись, можно сказать, идеями и помыслами.

Сколько у них было общего - и боль одна, и судьба. Красивые, статные, оба состоялись как художники, казалось, что ещё надо, живи и радуйся.

Десяткин очень любил детей, много рисовал их, да и сам, в сущности, был большим ребёнком. Вот его картина "Лето". Село, где родился. Буйство зелёных всполохов, экспрессия цвета создают образ его родины, тихой и ещё спокойной...

Но вот другие произведения, словно обнажённые нервы земли русской, - это крик его души. Лица, тела, храмы и небо, деревья и цветы - всё смешалось...

Многие говорят, что живопись его проникнута демонизмом. А я думаю, что его живопись - это скорее пророчество вперемешку с мистикой. Он, как большой художник, стремится подчеркнуть красоту чистую, неподдельную. Как легенду, рассказанную и показанную с любовью и истинным талантом. Смотришь на его автопортрет - и мурашки по телу, до того глубок и ясен взгляд, кажется, смотрит прямо в душу и видит тебя насквозь. Человек словно вытесан из камня. На самом деле Борис был очень мягким и чувствительным человеком, ранимым, с тонкой душой и мягким сердцем. Его полотна тревожны и радостны, иногда комичны - это картины его мира, где реальный мир предстаёт в символических образах. Его искусство высоко и несёт нравственное начало, оно необычно, но тем интересно и притягательно. Художник ищет новый мир, достойный человека, и пишет рукой провидца вдохновенные картины будущего. И написаны они как олицетворение некоего весьма абстрактного идеала, и прекрасны сами по себе, и духовно чисты. Мы видим, как глубоко проникает он в тайны природы. Его картины полны эмоциональности, красочности, звучат гимном человеку. На них - живые люди, они необычны, как и их внутренний мир.

Вспоминаю его триптих - куклы, "Невиновные". Это куклы, выброшенные на свалку, они послужили людям и теперь не нужны. Его куклы поломаны, побиты. Но вот другие три работы: "Новая семья", "Богато жить им..." и "Проект". Здесь другая жизнь: обнявшись, помогая, поддерживая друг друга, куклы заботятся друг о друге. Куклы - как люди, а люди - как куклы. Вот что хотел показать нам художник, донести до нас: куклы способны проявлять заботу о заблудших. А люди?

Свободное, сильное, смелое всегда пугает и настораживает. Техника его смешанная, но она гармонична, создаёт ясную форму. Борьба света и тьмы, добра и зла...

В непростых условиях одиночества творил он свои шедевры. Покинутый всеми или сам покинувший всех. Он лежал в больнице и плакал, его очень сильно избили и привезли чуть живого. И обращались с ним, увы, не лучшим образом. После этого избиения душа его как бы надломилась, порвался алый парус надежды... Здоровье Бориса пошатнулось, у него болели ноги, было трудно ходить.

Как-то весенним солнечным днём мы с дочкой пришли за Лапиным в мастерскую. Они там вместе, Борис и Володя, в непотребном, можно сказать, виде, их нельзя было оставлять одних. Я тихонько разбудила Бориса, он на меня смотрит и улыбается, как ребёнок.

- Боря, пошли домой.

Он попытался подняться, ему было трудно, я помогала. У Бориса была мастерская на Уткина, и вот мы идём, я веду его под руку с одной стороны, дочка Катюшка - с другой. Он еле переставлял ноги, тогда был уже болен, но какая сила была у него в руках!

Как жаль, что я поняла его творчество только сейчас. А тогда они были дружны, и Десяткин очень часто бывал у нас в мастерской, в которой мы тогда жили с Лапиным по приезде в Иркутск. Борис приходил к нам запросто, вечерами, и мы пили чай. Любил пироги с капустой, которые я пекла чуть ли не каждый день, я тогда ещё не работала и могла заниматься стряпнёй.

Катя, дочка моя, однажды нарисовала портрет Десяткина, когда ей было всего шесть лет. Но это был настоящий Десяткин, даже Лапин был поражён. Борис носил тогда длинную бороду и усы. И в этой бороде и усах был не дед, а молодой юноша, глаза выражали грусть и тоску. Лапин взял этот детский рисунок, долго смотрел на него, держа на расстоянии, правой рукой ударяя кончиками ногтей по листу:

- Только ребёнок со своей непосредственностью может ухватить и изобразить то, что взрослому не под силу даже разглядеть. Детские рисунки ещё никто до конца не понял, и пройдёт много лет, когда, может быть, мы научимся разгадывать и понимать детское изобразительное искусство.

Когда хоронили Десяткина, Катя положила цветы на его могилу, она не могла поверить, что этого весёлого бородатого дядьки больше нет. А Лапин, прощаясь с покойным у гроба, наклоняясь, произнёс вслух:

- Я скоро к тебе приду, совсем скоро.

Не знаю, что это было? Но Володя пережил Десяткина на каких-то семь с небольшим лет. Помню, как пришли мы на посмертную выставку Бориса Десяткина. Катя подолгу останавливалась у его картин, она их видела впервые. Мне довелось бывать у Десяткина в мастерской. Не знаю, все ли его выставочные работы представлены, но выставка поражала мощью его искусства и странным образом ощущалось присутствие самого автора.

Принципы для большого таланта опаснее дурных примеров. Многие другие художники работают с этими принципами, в этих рамках, а Десяткина всё это сковывало, он вырывался из оков, творил новое искусство, понятное не всем. Вполне допускаю, что в другой стране он стал бы пророком.

Мятежный художник, оказавшись на пике перестройки, пишет картину "Преодоление". Взрыв, разлом: наши улицы и церкви, рушится мирозданье, а мы должны противостоять, война идёт не на полях сражений, гибнут наши дети в мирное время. И не без помощи телевидения.

Почему мы не умеем ценить настоящее? Да потому, пожалуй, что привыкли жить будущим или прошлым, вот подчас и упускаем настоящее. Всё думаем: если бы да кабы. А люди уходят. И какие люди! Будто слышен голос самого Десяткина, не замолчал он на веки, а живой смотрит на нас со своих полотен...

Давайте поклонимся в пояс художникам, поэтам, композиторам, творческим людям, которые жили в Иркутске и сейчас живут, принимая огонь на себя, с обострённым чувством вины и ответственности. Эпоха перемен захлестнула Россию. Как восстановить утраченное? Чтобы крепли союзы для помощи, а не для борьбы за своё же существование. Сколько мы будем на ошибках учиться, а за ошибки платить страшно высокой ценой?

Борис Десяткин своим творчеством доказывал величие и простоту человека, в нём слышится боль за отчизну. Сын своего народа, он не отдал душу дьяволу. Холсты его как знамёна, а кисть - как шпага. Князь живописи, художник-глашатай звонит в колокола, бьёт в набат. Лица, тела, храмы, небо, деревья и цветы на его полотнах - это судьбы страны. Его бунтарская кисть, повинуясь стихийной силе, движется по холсту. Мятежный художник, он живёт среди нас.

 

Восточно-Сибирская правда, 2.03.2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорогие посетители сайта, гости Дома драматурга, друзья!

 

Культурный центр Александра Вампилова принимает пожертвования от всех тех, кто неравнодушен к творчеству нашего выдающегося земляка, а также к культуре и духовному развитию вообще. Все средства пойдут на то, чтобы пожелания об успехах и процветании, оставляемые в нашей гостевой книге, за счёт материальной основы всё-таки осуществлялись.

 

Мы благодарны вам. Наши реквизиты:

 

Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области «Культурный центр Александра Вампилова» (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова») 664003, г. Иркутск,   ул. Богдана Хмельницкого, 3Б

 Минфин Иркутской области  (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова», л/с 80403050032)

ИНН 3808223839 КПП 380801001

р/с 40601810500003000002

БИК 042520001 ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области

Наименование платежа: пожертвования на уставную деятельность

Директор: Галина Анатольевна Солуянова

 

 

 

________________________ 

 

 В ПРЕДДВЕРИИ...

 

25 марта в 16-00 состоится творческий вечер, посвящённый
Международному дню театра, героиней которого станет
Ольга Дерфлер, актриса ТЮЗа им. А.Вампилова

 

Ольга Дерфлер  

Стоимость 150 рублей

________________________ 

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

Кутуликские друзья  

  

 

ПРИНИМАЕМ ЗАЯВКИ

 

 

 - Моноспектакль по поэзии Анны Ахматовой 

«Мне подменили жизнь»

(для зрителей старше 14 лет)

Стоимость билета 300 рублей

 

 Ахматова

 

- Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость 100 рублей

 

 

- Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

 

 В парке осенью

 

 

предварительная запись для групп

по телефону (3952) 20-39-74

 

 _____________________ 

События ГАУК ИО «Центр А. Вампилова» в 2019 году

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторская радиопрограмма Галины Солуяновой

на канале PodFm и Soundcloud

2019 год - Год театра в России

Универсиада

 banner-190x50