Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2013   2014   2015   2016   2017

 

10.07.2017
Лирическая тема детства у Вампилова и Распутина

В конце июня в Центре А.Вампилова прошло пленарное заседание Международной конференции, посвящённой 80-летним юбилеям А.Вампилова и В.Распутина. Свой доклад о теме детства в прозе писателей озвучила директор Центра А.Вампилова Галина Солуянова. С позволения автора публикуем текст доклада, отражающий свежий взгляд на рассказы «Солнце в аистовом гнезде» и «Мама куда-то ушла», которые, кажется, впервые подвергаются сопоставлению.

 

ЛИРИЧЕСКАЯ  ТЕМА ДЕТСТВА  У  А.ВАМПИЛОВА  И  В.РАСПУТИНА
А.Вампилов «Солнце в аистовом гнезде». В.Распутин «Мама куда-то ушла».     

   Сравнивать этих творцов сложно. Слишком разные: по мировоззрению, по оставленному творческому наследию, по длительности прожитых жизней, по человеческим качествам, по отношению к ним современников… Однако, чтобы самому убедиться, чей талант, Вампилова ли, Распутина ли, тебе ближе, нужно их читать, анализировать и делать свои, не чьи-то, выводы.

   Итак, начнём движение к заявленной теме. В 2002 году журналист Наталья Ключевская сподвигла меня на запись нескольких рассказов Александра Вампилова, что с удовольствием сделала на радио «Эхо Москвы в Иркутске». Во-первых, к той поре по моей инициативе в Иркутске был создан Фонд А.Вампилова, призванный заниматься популяризацией жизни и творчества драматурга. Во-вторых, по начальному  диплому я профессиональная актриса. Особой эмоцией наделила  рассказ «Солнце в аистовом гнезде», так как в нём многое созвучно внутреннему собственному настрою. (Почему-то в те минуты вспоминалась Мария Бабанова (1900-1983) с её хрустальным голосом, забирающим тебя в безоглядный полон. В 2016 году случайно наткнулась на её запись вампиловского рассказа из фондов радио. Эти 10 минут не стали открытием. К сожалению. Потому что хрустальность  была удручена возрастом).   

   Ключевская не остановилась только на записи рассказов Вампилова и предложила записать что-нибудь из Распутина, у которого я давно и нежно любила «Рудольфио». Также искала в его сборниках нечто, чтобы захотелось прочесть на радио, и с удивлением обнаружила рассказ, с которым не была знакома, «Мама куда-то ушла…». И оставила на плёнке обожаемое, долго живущее во мне, первое название, с не меньшим восторгом - нечаянно обнаруженное.  

   Все эти годы видимо очень глубоко во мне жили два текста: вампиловский - «Солнце в аистовом гнезде» и  распутинский – «Мама куда-то ушла». Иначе бы не слетело с языка, что могу сделать сообщение/доклад на конференции, что пройдёт в юбилейный для классиков 2017 год, когда им бы исполнилось по 80 лет: Валентину Григорьевичу Распутину – 15 марта, Александру Валентиновичу Вампилову – 19 августа. Сложно препарировать тексты, раскладывать по полочкам уже прожитое и озвученное голосом, но этот риск оправдан.

 

***

   Итак, «Солнце в аистовом гнезде» было впервые опубликовано в газете «Молодёжь Бурятии» 7 августа 1963 года. Автору через двенадцать дней исполнится 26 лет.

   Рассказ «Мама куда-то ушла» напечатан в июньском номере журнала «Молодая гвардия» в 1966 году. Автор уже отметил своё 29-летие.

   Понятно, что и у того, и другого есть мотивация для написания этих мини-шедевров, но в эту сторону не пойду, чтобы ненароком кого-то и чего-то не задеть. Недаром акцентирую внимание на возрасте, потому что они уже взрослые мужчины, но почему-то «впадают в детство». Притом Александр Вампилов подобное делает лишь дважды: в этом рассказе и  в «Утиной охоте», где появляется «мальчик лет двенадцати», принесший Зилову венок от друзей.  А у Валентина Распутина поболе этой темы будет: «Вниз и вверх по течению», «Уроки французского», «Прощание с Матерой» и собственно рассматриваемый рассказ.    

   Всегда в русской литературе писатели брали звучащие названия для своих произведений. За примерами далеко ходить не надо: Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.Н.Островский и др.. В рассматриваемых рассказах тоже можно увидеть и услышать сконцентрированные идеи заложенного в текстах. «Солнце в аистовом гнезде» - отчасти сразу отображает теплоту, ласковость, фантазийность. «Мама куда-то ушла» - тревожность, неопределённость, покинутость. И, если в первом случае, наша флейта-душа настраивается на нечто романтичное, то в другом – невольно она сжимается. Что же за лирические герои предстают перед нами? Какие у них имена, сколько им лет, каковы характеры и внешности, в каких предлагаемых обстоятельствах они пребывают?  Вампилов. «Что думает человек, который не видел ни одного живого слона, никогда не ездил в поезде, ни разу не был в театре? Что думает он, сидя на крыльце сельского клуба нежным майским вечером? Чувствует ли он себя несчастным? Ничуть.

    Он сидит на крыльце вполне счастливый, весь наполненный любопытством и удивлением прекрасным этим миром. Он готов поверить чему угодно, готов что угодно понять. Знакомый мир кончается за дальними вербами, пыльная дорога через поле ведёт прямо к чудесам и открытиям.

   Он подставляет тёплым лучам свою белобрысую голову и ждёт, не закатится ли солнце в аистово гнездо».  

   Распутин. «Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он поморгал и стал смотреть, куда она ползёт.

   Муха двигалась в ту сторону, где было окно. Она бежала не останавливаясь, и получалось это у неё очень быстро.

   Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползёт ли за ней ещё одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было. Они, правда, были, но по потолку не бегали, и мальчишка быстро потерял к ним интерес. Он приподнялся в кровати и крикнул:

- Мама, я проснулся!   

Никто ему не ответил.

- Мама! – позвал он.- Я молодец,  я проснулся».

   Так начинаются рассказы. У Александра Вампилова лирический герой назван «человеком», у Валентина Распутина – «мальчишкой».  Оба – в ожидании: один – чуда, другой – мамы. Один, понятно, из села, мы видим его на открытом пространстве, определяем и время действия – майский вечер, к тому же, узнаём, что он белобрыс. Другой, видимо, только что утром проснулся (или был обеденный сон) в своей квартире, место которой соответственно замкнутое. Оба наблюдают дороги: «человек» - пыльную, «мальчишка» - потолково-мушинную.  Имён пока мы не знаем, как не знаем, сколько им лет, но, можно предположить, что ни тот, ни другой в школу пока не ходят, как и то, что они почти одного возраста, просто, сельский житель самостоятельнее городского. Белобрысоголовый осваивает иные пространства, «когда солнце подожгло аистово жилище, к клубу подкатила машина. Витька (вот и узнали имя) поскакал ней. Набежали такие же, как он, засверкали жёлтыми пятками». Собрат из рассказа прозаика, пробегающий в поисках мамы из своей комнаты в большую, затем на кухню и в ванную, «оставляя от босых пяток и пальцев на крашеном полу следы, которые растворялись и исчезали».  Витька мизансценически «поскакал», мальчишка «бросился». Очень точные глаголы: один в радости, другой в отчаянии.  Но оба босоноги, один в компании, иной в одиночестве.

 

 ***

  Находим в рассказах поворотные звенья, когда поведение наших героев меняется. Вампилов. «…в село приезжал театр… С полей приходили зрители… Это был час тоски и обиды всей босоногой публики. Витька узнал, что в клуб его не пустят, отправят спать. Но скажите, разве можно спать, когда через дорогу совершается чудо? В дырку в занавесе Витька подсмотрел нарисованную на стене луну. Он слышал на сцене таинственный, как крик ночной птицы, стук. Мог ли он теперь не увидеть всего остального?».

Распутин. «Мама… тебя нету, да? – спросил он.

   Его лицо напряглось, в ожидании ответа, он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришёл, и мальчишка заплакал.

   Плача, он подошёл к двери и стал её дёргать. Дверь не поддавалась. Тогда он ударил её ладонью, потом ткнул босой ногой, зашиб ногу и заплакал ещё громче.

   Он стоял посреди комнаты, и крупные тёплые слёзы выкатывались из его глаз и падали на крашеный пол».

    Оба автора, не сговариваясь, понятно, уделяют внимание глазам детей. Витька «подсмотрел… луну», а распутинский герой выкатывал слёзы из глаз, что опять же говорит о разности развития характеров. 

   Кульминацией в обоих рассказах стоит назвать игру-театр.

Вампилов. «В половине одиннадцатого Витька сбежал со своей постели и через минуту занял место у окна, среди таких же, как он, готовых зареветь от любопытства зрителей. Витька прильнул к стене клуба. В зале было темно, а на сцене он увидел необыкновенный стог, необыкновенного человека, необыкновенное ружьё. Человек вёл себя необыкновенно. Всё это было освещено необыкновенным ядовито-синим светом. И Витькино сердце запрыгало от предчувствия чуда.

   Солнце село в аистово гнездо».

Распутин. « - Давай играть, зайка, - предложил мальчишка.

Заяц молча согласился.

 –Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить.

Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол.

………………………………………

- Нет, не так, - сказал мальчишка. – Теперь я буду зайкой, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить.

Он посадил зайца на стул. А сам лёг в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал».

   Очень разнятся авторские финалы. Возможно, здесь читатель сильно удивится характерным отличиям в поведении героев и почувствует, кто ему близок-далёк душевной сердечностью или чем иным.

Вампилов. «Ночь заковала в безмолвие хаты и ивы над хатами. В небе над чёрной землёй застыл строгий месяц и замерли чистые звёзды – самые совершенные декорации в самом большом, самом прекрасном, самом правдивом театре. В клубе открылись двери, переборы гармоники проткнули тишину. Запели, загалдели, ударили в бубен.

   - Звёзды приклеены к небу? – спросил Витька, пожиратель чудес. Он не спал».

Распутин. «Заяц продолжал молчать. Мальчишка швырнул его на пол, спрыгнул с кровати и, бросившись на зайца, стал его пинать. Заяц катался по полу, подскакивал, крутился, и мальчишка тоже подскакивал и крутился вокруг него и всё повторял: «Говори, говори, говори!» - но заяц не отвечал и не мог от него никуда убежать, потому что он был с одной ногой. И мальчишка вдруг понял это. Он остановился. Он стоял и смотрел, как заяц, уткнувшись лицом в пол, беззвучно плачет. И он услышал этот плач.

…………………………………

И тогда мальчишка снова заплакал. Он плакал от боли и одиночества. Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые».

   Александр Вампилов, будучи поэтической личностью, имеет изначально лирический взгляд практически на всех героев, не исключением стал Витька в рассматриваемом рассказе. «Человек» смотрит на мир светло, нежно, любопытно и ждёт чудо. «Солнце село в аистово гнездо», но «звёзды приклеены к небу?» - следующая попытка вхождения в мир этого человека. И понятно, что он так распахнут будет всегда. И никак иначе. Герой смотрит на солнце и звёзды. Ввысь.

   Валентин Распутин, всегда сложно воспринимавший окружающий мир, в рассказе о «мальчишке», который впервые сталкивается с одиночеством, идёт непростым путём. Нам не всегда понятен характер персонажа: почему так любим заяц, но именно без одной лапы; почему автор описывает достаточно неприглядное избиение мальчишкой зайца..? Возможно, писатель исследует какие-то глубокие психологические черты маленького ребёнка, чтобы остеречь иных от подобного.

    Одно можно сказать явно. И Вампилов, и Распутин очень разные художники, но то, что оба чрезвычайно талантливы, обсуждению не подлежит.

 

                                                                                      Галина Солуянова, директор Центра А.Вампилова,
                                                                                      г.Иркутск

  

 

  

 

 

 

 

 

Дорогие посетители сайта, гости Дома драматурга, друзья!

 

Культурный центр Александра Вампилова принимает пожертвования от всех тех, кто неравнодушен к творчеству нашего выдающегося земляка, а также к культуре и духовному развитию вообще. Все средства пойдут на то, чтобы пожелания об успехах и процветании, оставляемые в нашей гостевой книге, за счёт материальной основы всё-таки осуществлялись.

 

Мы благодарны вам. Наши реквизиты:

 

Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области «Культурный центр Александра Вампилова» (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова») 664003, г. Иркутск,   ул. Богдана Хмельницкого, 3Б

 Минфин Иркутской области  (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова», л/с 80403050032)

ИНН 3808223839 КПП 380801001

р/с 40601810500003000002

БИК 042520001 ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области

Наименование платежа: пожертвования на уставную деятельность

Директор: Галина Анатольевна Солуянова

 

 

  

 _________________________

 

 

«Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун. Выставка дизайна и оформления»

 

С 16 октября в Литературно-театральном салоне действует выставка, посвящённая творчеству Владимира Дейкуна и его сотрудничеству с Центром А. Вампилова. 

 

Выставка Центр А.Вампилова и Владимир Дейкун

 

 

Стоимость посещения 100 рублей

 _________________________

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

Кутуликские друзья  

  

 

ПРИНИМАЕМ ЗАЯВКИ

 

 

 - Моноспектакль по поэзии Анны Ахматовой 

«Мне подменили жизнь»

(для зрителей старше 14 лет)

Стоимость билета 300 рублей

 

 Ахматова

 

- Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость 100 рублей

 

 

- Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

 

 В парке осенью

 

 

 

предварительная запись для групп

по телефону (3952) 20-39-74

 _____________________ 

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторская радиопрограмма Галины Солуяновой

на канале PodFm