Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

РусскийEnglish

События
Архив:      2013   2014   2015   2016   2017   2018   2019

 

08.02.2019
Московские сны Зилова
22 января артисты Иркутского областного театра кукол «Аистёнок» выступили на сцене Государственного академического центрального театра кукол С.В. Образцова в рамках Марафона лучших спектаклей главного режиссёра театра Бориса Константинова. На суд взыскательной столичной публики был представлен спектакль «Утиная охота. Сны Зилова», премьера которого состоялась в 2018 году.
 
Постановка Бориса Константинова, перенёсшая столь сложную пьесу Александра Вампилова в кукольное пространство, была очень высоко оценена критиками и зрителями, и, что особенно ценно, дочерью драматурга Еленой Александровной Вампиловой.
 
 
 
Утиная охота. Сны Зилова
 
 
«Как пишет о событии кандидат искусствоведения Ольга Игнатюк: «Несмотря на отчаянный столичный мороз, спектакль иркутян съехалась посмотреть вся Москва. Актёры, режиссёры, журналисты, продюсеры, вампиловеды – кого только не было в тот вечер в стенах Образцовского театра, где играл Иркутский областной театр кукол «Аистёнок». Ведь «Утиной охоты» на кукольной сцене никому ещё видеть не приходилось, стало быть, 22 января в Москве состоялась мировая премьера Вампилова в куклах».

Показ состоялся при аншлаге, вызвал множество откликов и вскоре после спектакля социальные сети и газеты наполнились рецензиями журналистов и театральных критиков.

Театровед, театральный критик, телеведущая Марина Райкина в своей рецензии «Утки расстреляли героя Вампилова в упор», опубликованной в газете «Московский комсомолец» 24 января, пишет: «Талантливейший кукольник нашего времени — Борис Константинов — сводит на сцене артистов и кукол. Причем каким-то незаметным, волшебным образом одни переходят в других, постоянно меняясь ролями — то ли люди, то ли куклы, большие и маленькие… И тут же что-то проворно возводится-поднимается-опускается, и от такой массовой движухи в небольшом пространстве возникает образ конструирования жизни социума вообще и отдельного индивида в частности. Жизни Зилова… И никакой он не спивающийся интеллигент, жертва советского режима, а человек, который сам не ведает, что творит — по слабости ли характера, противоречивости мятущейся русской души или банально от конченого эгоизма…».

Известный театральный критик Алексей Гончаренко отмечает: «Несмотря на присутствие в сценографии Виктора Антонова примет времени написания пьесы, Роман Бучек играет Зилова современным молодым человеком. В спектакле Бориса Константинова герой представлен крупным живым планом. Разговаривая со своими партнерами, он смотрит не на них, а обращает свои реплики в сторону зрителей. Поэтому мне стало казаться, что так - во многом трогательными куклами - персонажи выглядят на самом деле, а в сознании Зилова они какие-то иные. Возможно, такие же нервные как он, или инфернальные, какой приходит попрощаться перед отъездом навсегда Галина - фигурка в черном капюшоне, возникшая в свете за дверцей пустого холодильника».

Театральный критик, писатель, историк литературы, кандидат филологических наук Павел Фокин вторит ему: «Куклы немного статичны (Художник, мастер-конструктор кукол - Виктор Антонов). Не столько куклы - сколько фигуры. А вот Зилов - очень психологичен. И этот контраст вполне уместен. Главный герой - эгоцентрик, сосредоточенный на собственных проблемах и переживаниях, к своим любимым, друзьям, сослуживцам относящийся свысока. Спектакль, таким образом, визуализирует его восприятие мира. Он - большой и значительный, как Гулливер, а все вокруг - статисты-лилипуты, куклы, которых можно упихнуть в чемодан и забыть. И в этом причина его гибельного одиночества. Он не видит живых людей, все они только плод его воображения. Не случайно спектакль имеет подзаголовок "Сны Зилова"». А в окончании своей рецензии поздравляет театр «Аистёнок» с несомненным успехом.

В этом мнении его поддерживает журналист «Первого канала», бывшая иркутянка Лидия Караулова: « Прекрасный спектакль, удивительное сочетание кукол и серьезной драматургии. Сложная постановка, в том числе и технически, но исполненная виртуозно - как по нотам и на едином дыхании невероятными профессионалами... И опять - частичка родного Иркутска в центре Москвы, начиная с щемящих звуков звонка в зал «Славное море, священный Байкал», заканчивая московскими иркутянами в зале и невероятной атмосферой. Браво, земляки! Это, несомненно, успех!»

На спектакле «Утиная охота. Сны Зилова» побывала также дочь великого драматурга Елена, и вскоре после возвращения домой «аистята» получили от неё слова поддержки, которые коллективу театра особенно дороги:

«Хочу поблагодарить театр и лично директора Андрея Стрельцова за приглашение на спектакль в Москве. Спасибо за смелость и нетривиальность идеи поставить "Утиную охоту" в кукольном театре. Спектакль у вас получился необыкновенный, неожиданный и прекрасный. Он не забывается, и даже воспоминание о нем - удовольствие. Так бывает с настоящими произведениями искусства. Спасибо режиссеру, который все это придумал, художнику, создавшему пространство спектакля, всем замечательным артистам. Отдельное спасибо за талант артисту, сыгравшему Зилова - по моему мнению, это большая творческая удача. Театру - творческих успехов, интересных идей и возможностей их воплощать».

 
Утиная охота. Сны Зилова. Аистёнок
 
 
Также выступление театра на московской сцене осветила в своём материале «Утиная охота» на кукольной сцене Москвы» Ольга Игнатюк в  «Восточно-Сибирской правде».              
 
«Несмотря на отчаянный столичный мороз, спектакль иркутян съехалась посмотреть вся культурная Москва. Актёры, режиссёры, журналисты, продюсеры, вампиловеды – кого только не было 22 января в стенах Образцовского театра, где играл Иркутский областной театр кукол «Аистёнок». «Утиную охоту» Вампилова на кукольной сцене никому ещё видеть не приходилось.
 
Постановщик Борис Константинов сам определил жанр спектакля, дав нам ключ к разгадке всего сюжета, – «Сны Зилова». Уже в прологе за Зиловым гонятся утиные фантомы с причудливыми головами, стреляя в него из ружей, – безумный сон, больное наваждение. После чего Зилов, полуголый человек в голубых трусах с жёлтыми утятами, просыпается в детской кроватке, из которой он давно вырос, пытается опохмелиться из давно опустошённых бутылок, надеясь встроиться в реальную взрослую жизнь, включаться в которую адски не хочется и безумно лень.

А жизнь требует активного в ней участия: под бодрые шлягеры 1970-х город Иркутск, как показано на сцене, энергично строится, возводятся стены панельных домов (в одном из которых Зилову будет выделена квартира), размахивают руками строители, ансамбль гремит музыкальными ритмами. И всё это – под вечный осенний дождь, словно наваждение, бьющий по крыше и соединяющий реальное с инфернальным.

Ведь здесь реален один Зилов, этот инфантильный переросток, бойкотирующий настоящее и навсегда застрявший в милом безответственном отрочестве. Всё остальное – фантом, наваждение, назойливые мучительные сны. Мир людей, друзей и женщин, коллег по Бюро технической информации, мир реальных проблем, требующих разрешения, задвинут далеко в подсознание, отброшен и дистанцирован. Люди здесь – крошечные куколки с одинаковыми личиками, мелкий игрушечный народец, досаждающий своими писклявыми голосами. Жена Галина и юная Ирина, Кушак, Саяпин и Кузаков, Вера и официант Дима, словом, все они – безнадёжно кукольный мир, далёкий, как воспоминание, и фантомный, как сон. Крошечные человечки стучат на пишущей машинке в кукольном офисе, пируют в кукольном кафе «Незабудка», выскакивают на кукольный балкончик, выглядывают в кукольное окошко, общаясь с живым великаном Зиловым, напоминающим Гулливера в стране лилипутов. И вечная тема – «Люди и куклы» – продолжает свою философию в этой пьесе, создавая два мира – человека и его фантомов.

А кто же он сам, наш молодой герой в трусах с утятами и лицом невинного шалуна, застрявшего в отрочестве? (Играет его Роман Бучек.) Он опрокидывает водку стакан за стаканом и всегда готов к немедленным действиям – куда-то бежать, от кого-то прятаться, наступать в споре и виртуозно ускользать от ответов. Он подвижный, как ртуть, и его шарнирная пластика выдаёт в нём неутомимого лицедея.

Этот обаятельный и ленивый бездельник с лицом озорного шалопая, этот пройдоха и шельма играет свой собственный моноспектакль о внутреннем диссиденстве, о невозможности вписаться в предложенные общественные устои. Презирающий время, в котором живёт, жаждущий того, чего здесь нет, не желающий ни к чему себя применить, мающийся и тоскующий, он куролесит и мучает женщин, обладая редкой притягательной силой, никого при этом не любя и ни к кому не привязываясь. Его разрушительная природа не терпит постоянства, а лукавство и темперамент делают его образ вечным и неистребимым. И, конечно, разве можно представить этого героя в кукольном воплощении? Что оказалось бесспорным для режиссёра театра кукол. Он отнёсся к этой пьесе как к константе, которую изначально должны знать все, а тем более иркутяне, вампиловские земляки. Они с пониманием воспримут и эту сценическую версию – очередной миф о легендарной «Утиной охоте».

Ольга Игнатюк

Материал сайта газеты «Восточно-Сибирская правда».

Фото: Александр Иванишин

 

 

 

 

Дорогие посетители сайта, гости Дома драматурга, друзья!

 

Культурный центр Александра Вампилова принимает пожертвования от всех тех, кто неравнодушен к творчеству нашего выдающегося земляка, а также к культуре и духовному развитию вообще. Все средства пойдут на то, чтобы пожелания об успехах и процветании, оставляемые в нашей гостевой книге, за счёт материальной основы всё-таки осуществлялись.

 

Мы благодарны вам. Наши реквизиты:

 

Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области «Культурный центр Александра Вампилова» (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова») 664003, г. Иркутск,   ул. Богдана Хмельницкого, 3Б

 Минфин Иркутской области  (ГАУК ИО «Центр А. Вампилова», л/с 80403050032)

ИНН 3808223839 КПП 380801001

р/с 40601810500003000002

БИК 042520001 ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области

Наименование платежа: пожертвования на уставную деятельность

Директор: Галина Анатольевна Солуянова

 

 

 

________________________ 

 

ЕЖЕДНЕВНО ПО БУДНЯМ с 10 до 16.00

экскурсии в Центре А. Вампилова

и

«Слово о Вампилове»

 

Кутуликские друзья  

  

 

ПРИНИМАЕМ ЗАЯВКИ

 

 

 - Моноспектакль по поэзии Анны Ахматовой 

«Мне подменили жизнь»

(для зрителей старше 14 лет)

Стоимость билета 300 рублей

 

 Ахматова

 

- Тематический литературный урок

«Драматурги...из Прибайкалья»

 

урок1

 Стоимость 100 рублей

 

 

- Литературный маршрут по  Вампиловским местам в Иркутске

 

 В парке осенью

 

 

предварительная запись для групп

по телефону (3952) 20-39-74

 

 _____________________ 

События ГАУК ИО «Центр А. Вампилова» в 2019 году

 

«Поговорим о странностях любви...»

Авторская радиопрограмма Галины Солуяновой

на канале PodFm и Soundcloud

2019 год - Год театра в России

Универсиада

 banner-190x50